Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск

Покидая общий дом…

https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-198

EDN: ASYPOT

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Метлицкая З.Ю. Покидая общий дом…. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(2):106-112. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-198. EDN: ASYPOT

For citation:


Metlitskaya Z.Yu. Leaving our Common Home…. Russian Journal of Church History. 2025;6(2):106-112. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-198. EDN: ASYPOT

21 апреля 2025 г. в возрасте восьмидесяти лет в Ватикане умер папа Франциск I. Его понтификат продолжался 12 лет.

Хорхе Мария Бергольо родился в Буэнос-Айресе, в семье итальянских эмигрантов. Член ордена иезуитов (1958 г.), архиепископ Буэнос-Айреса (с 1998 г.), кардинал (с 2001 г.). До вступления на папскую кафедру в 2013 г. был членом конгрегации богослужения и дисциплины таинств, конгрегации по делам духовенства, конгрегации по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, входил в папский совет по делам семьи и папскую комиссию по делам Латинской Америки.

За всю историю папства он первый взял себе имя Франциск. Обычно папское имя несет в себе некое адресованное церкви и миру послание, относительно его намерений и приоритетов. Намерения кардинала Бергольо прочитывались очень отчетливо и отвечали характеру его деятельности как епископа Буэнос-Айреса. Выбирая имя, он апеллировал к опыту св. Франциска Ассизского (ок. 1181–1226), основателя ордена францисканцев и поборника апостольской бедности. Добровольная бедность, ощущение всего творения, как единой семьи одного Отца, сострадание нуждам униженных и бедных — к этим идеям св. Франциска Ассизского его тезка — папа постоянно обращался в своих энцикликах. В качестве папского девиза Бергольо сохранил свой епископский девиз "Miserando atque eligendo", что можно примерно перевести как "Милосердием избирая". Слова взяты из толкования на Евангелие от Матфея английского книжника Беды Достопочтенного (ум. 735 г.). Полный текст гласит "И увидел Иисус человека, сидящего у сбора пошлин, и так как смотрел он милосердно и избрал, то сказал ему: "Следуй за мною".

Буквально с первых минут своего понтификата папа Франциск дал понять, что, как и св. Франциск, не собирается мириться с роскошью, даже если она освещена традицией. Сразу после избрания он вышел на балкон, чтобы приветствовать людей, собравшихся на площади святого Петра, в простой белой сутане, не надев традиционную папскую моццетту 1. Папа Франциск остался жить в "Доме святой Марты" — гостинице для кардиналов, где останавливался во время конклава, и продолжал носить простой железный наперсный крест, который носил, будучи епископом.

С самого начала понтификата внимание папы было сосредоточено на социальных проблемах. В своих энцикликах 2 он постоянно возвращался к вопросам экологии, бедности, вынужденной миграции и военных конфликтов. В проповедях папы, даже если он совершал богослужение в честь одного из важнейших церковных праздников, в его молитвенных обращениях постоянно присутствовали эти темы. Корни проблем, как считал папа, лежат в состоянии общества в развитых странах. Современное технократическое общество, писал он в энциклике "Laudatо si3, ставящее во главу угла идеи "комфорта" и самовыражения через потребление, порождает "культуру отбросов", превращающую людей и вещи в отходы (22). Стремясь как можно скорее избавляться от всего, что перестало отвечать стандартам комфорта и превратилось в помеху на пути к личному благополучию человечество выбрасывает на свалку не только устаревшие компьютеры и вышедшие из моды платья, но и "неудобных" людей, а иногда и целые социальные группы — стариков, бедняков, мигрантов. Средства массовой информации и цифровые технологии порождают информационный шум, заглушающий голоса мудрости и совести, утверждал папа (47). Стремление заменять реальные отношения с живыми людьми "удобным" общением через интернет, которое можно начать и прекратить по собственному желанию, "порождает новый тип искусственных эмоций, имеющих больше отношения к устройствам и экранам, чем к людям и природе".

В качестве альтернативы папа Франциск предложил концепцию "интегративной экологии" или как он ее назвал "забота об общем доме". В энциклике "Fratteli Tutti4, выпущенной в октябре 2020 г., в то время, когда весь мир был охвачен пандемией COVID-19 папа писал о важности подлинного ощущения общности — на уровне людей, на уровне разных стран и на уровне мира в целом. Пандемия, утверждал папа Франциск, ясно показала, сколь обманчиво характерное для населения развитых стран ощущение собственной безопасности, а также продемонстрировало ясно нашу подлинную общность: "мы все находимся в одной лодке" (30).
Это истинное ощущение общности противостоит ценностям мнимой общности: "открытости миру", которая на деле означает свободу экономической и финансовой экспансии без учета интересов местного населения; "культурной колонизации", которая лишает людей собственной истории; "свобода", которая в итоге сводится к свободе безграничного потребления (12-14).

Последняя энциклика папы Франциска "Dilexit nos5, выпущенная в октябре 2024 г., более богословская и кажется наиболее зрелой. В ней меньше говорится о недугах современного мира, и больше — о лекарстве против этих недугов, которое может предложить церковь. В центре энциклики — образ Сердца Иисуса и человеческого сердца. Папа пишет о том, что именно обращение к собственному сердцу — главное противоядие против современного техногенного мира. В сердце живут сострадание и жалость, в которых и выражается любовь к ближнему и к страдающему распятому Богу. Через сердце человек обретает целостность и ощущение общности, столь необходимые сегодня.

Папа Франциск не только провозглашал свои идеи на теоретическом уровне. В декабре 2015 г. в Ватикане было организовано световое шоу "Fiat Lux: осветим наш общий дом", во время которого на фасаде и куполе собора св. Петра демонстрировались фотографии природных ландшафтов и картины разрушений, причиненных человеком. В программах некоторых католических семинарий и университетов, в частности, Папского Григорианского университета в Риме интегральной экологии, были введены в программы. По всей Италии возникли общины "Laudatо si", целью которых является пропаганда идей папской энциклики.

В 2016 г. в римской курии была создана дикастерия по содействию целостному человеческому развитию, которая призвана оказывать помощь "мигрантам, обездоленным, больным и отверженным, маргиналам, жертвам вооруженных конфликтов и стихийных бедствий, заключенным, безработным и жертвам рабства и пыток в любой форме" 6. На официальном домене Ватикана появился сайт для мигрантов и беженцев, содержавший полезную информацию, а также фрагменты выступлений и посланий папы Франциска в поддержку мигрантов и беженцев.

В 2020 г. Италия первой среди европейских стран пала жертвой пандемии. Папа прекратил регулярные аудиенции на площади св. Петра, чтобы не создавать скопление людей. Однако голос его продолжал звучать. Несмотря на резкую критику цифровых технологий и интернета, папа активно ими пользовался. В 2019 г. был запущен специальный сайт молитв с папой "кликни и молись". Информацию о папе и его собственные высказывания регулярно публиковали в Твиттере* 7. Во время эпидемии папа Франциск через Твиттер* 8 постоянно обращался со словами поддержки к врачам, больным, духовенству и всем людям. Многие газеты мира опубликовали фотографию папы, который 27 марта 2020 г. в одиночестве молился под дождем на площади св. Петра о прекращении эпидемии. В апреле 2020 г. он обращается к Богородице с молитвой о защите для медиков, борющихся с эпидемией, и о выздоровлении для больных. Розарий о прекращении пандемии был прочитан 1 мая 2021 г.

Пасхальное послание 2019 г. было почти полностью посвящено проблеме установления мира и помощи жертвам военных конфликтов в разных точках планеты. Папа молился о мире 27 октября 2023 г. и читал розарий за мир 6 октября 2024 г. В 2023 г., по дороге на День Молодежи в Португалии, папа посетил Фатиму, где молился об установлении мира. Он, однако, по неизвестным причинам не произнес до конца текст молитвы (опубликованный в Твиттере* 9), опустив слова: "…Поэтому, Матерь Божия и наша Мать мы торжественно препоручаем и посвящаем себя, церковь и все человечество, особенно Россию и Украину твоему непорочному сердцу". Никаких объяснений своему поступку папа не дал.

Деятельность папы Франциска и его личность, особенно в начале его понтификата были предметом споров и полярных оценок. В первые пять лет его понтификата вышло около двух десятков посвященных ему книг. Их названия часто говорят сами за себя: "Удивляющий папа Франциск" 10, "Изменить церковь: папа Франциск и будущее католицизма" 11, "Заблудший пастырь" 12, "Папа-диктатор" 13. После 2020 г. на смену публицистике пришел более взвешенный анализ политической теологии 14 и социального учения 15 папы Франциска, была опубликована его биография 16, автобиография 17, а также его собственные сочинения 18.

Эта перемена обусловлена не только тем, что с течением времени деятельность папы утратила ореол сенсационности, на которую так падки журналисты, но и тем, что риторика самого папы становится более взвешенной, акцент смещается с социальной злобы дня на более общие вопросы. В последних пасхальной проповеди 2024 г.19 нет речи ни о бедных, ни о мигрантах, ни о войне и мире; вспоминая жен-мироносиц, идущих к склепу, папа говорит о тьме, которую мы несем в своих сердцах, об отчаянии и о надежде, которую несет воскресенье. Цитируя Карла Ранера, он говорит "мы, христиане, верим, что история не воплощение абсурда и тени, а имеет смысл… всеобъемлющий смысл… который называется Бог" 20.

Филипп Лолер, журналист, долгое время работавший репортером в Ватикане, писал в 2018 г., что политика Франциска, который постоянно напоминает церковным иерархам о сострадании и терпимости, на самом деле более жесткая, чем у двух предшествующих пап. До определенной степени это наблюдение справедливо. За экологическими шоу и спорами о мигрантах незаметно была переработана IV книга Кодекса Канонического Права, посвященная наказаниям, в частности был существенно расширен раздел "преступления".

Папа Франциск считал необходимым расширение полномочий и прерогатив синода епископов, а также его состава. В частности, он ввел в синод, в качестве вспомогательных членов, но с правом голоса лиц в священническом сане, монахов и даже монахинь. Синод епископов 2024 г., в процессе которого голосование происходило по новым правилам, сравнивали по степени революционности со Вторым Ватиканским Собором (правда, финальный документ синода, обнародованный апостольским посланием, не имеет силы закона).

Понтификат папы Франциска был не очень долгим, но, как представляется, чрезвычайно насыщенным. Дать ему однозначную оценку сейчас сложно и едва ли это будет возможно в исторической перспективе. Не исключено, что Франциск так и останется в истории папства "курьезом", "удивляющим папой". Насколько его идеи и политика смогут получить продолжение, покажет будущее.

1 Моццетта — торжественное одеяние папы, короткая накидка, которая застегивается спереди, иногда с капюшоном. Обычно красного цвета, иногда отороченная мехом.

2 За время понтификата папа Франциск издал четыре энциклики: "Lumen Fidei" (29 июня 2013 г.), "Laudato si" (24 мая 2015 г.), "Fratelli Tutti" (3 октября 2020 г.), "Dilexit nos" (24 октября 2024 г.).

3 https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html.

4 https://www.vatican.va/content/francesco/la/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html.

5 https://www.vatican.va/content/francesco/la/encyclicals/documents/20241024-enciclica-dilexit-nos.html.

6 https://www.vatican.va/content/francesco/la/apost_letters/documents/papa-francesco-lettera-ap_20160817_humanam-progressionem.html.

7 Социальная сеть, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

8 Социальная сеть, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

9 Социальная сеть, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

10 Риккарди А. (2015). Удивляющий папа Франциск. Москва: ББИ.

11 Douthat, R. (2018). To change the Church: pope Francis and the future of Catholicism. N.Y., L.: Simon&Schuster.

12 Lawler, Ph. (2018). Lost shepherd: how pope Francis is misleading his flock. Washington: Regnery publishing.

13 Colonna, M. (2017). The Dictator pope: the inside story of Francis papacy. Washington: Regnery publishing.

14 Loland, O. J. (2023). The political theology of Pope Francis. Routledge.

15 Czerni, M. and Barone, Ch. (2022). Siblings all, sign of the time: the social teaching of Pope Francis. N.Y.

16 Higgins, M.W. (2024). The Jesuit disruptor. House of Anansi press Incorporated.

17 Pope Francis (2024). Life: my story through history. London: Harper Collins.

18 Pope Francis (2023). A gift of joy and hope. Hachette Nashville. 2022; Pope Francis on Eucharist. Collegeville: Litirgical press.

19 Проповедь 2025 г. посвящена той же теме. Но ее произносил и, скорее всего, писал не сам папа, который в тот момент был уже смертельно болен.

20 https://www.vatican.va/content/francesco/en/homilies/2024/documents/20240330-omelia-veglia-pasquale.html.

Об авторе

З. Ю. Метлицкая
МГУ им. М. В. Ломоносова
Россия

Зоя Юрьевна Метлицкая, кандидат исторических наук, доцент

исторический факультет; кафедра Истории Церкви

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Метлицкая З.Ю. Покидая общий дом…. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(2):106-112. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-198. EDN: ASYPOT

For citation:


Metlitskaya Z.Yu. Leaving our Common Home…. Russian Journal of Church History. 2025;6(2):106-112. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-198. EDN: ASYPOT

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)