Редакционная статья
История Церкви
В статье рассматривается книга «Ирландские древности» Эдварда Ледвича, вышедшая двумя изданиями — в 1790 и 1804 гг. Пользовавшаяся в своё время огромной популярностью работа теперь почти забыта, но тем не менее, фигура Ледвича до сих пор вызывает интерес специалистов по ирландской историографии и истории мысли. Основная тема работы — анализ истории Ирландской церкви в книге Ледвича и использование Ледвичем собственно ирландских исторических источников.
Статья посвящена концепциям А. А. Смирнова об ирландской церкви и его взглядам на роль христианской культуры в древнеирландской нарративной традиции. Анализ архивных записей показывает, что значение т. н. «христианского элемента» всецело признавалось ученым, подчеркивалось в изначально нейтральных и умеренных формулировках; однако на стадии зрелого научного творчества тезисы о «несомненном христианском влиянии» некоторых мотивов сменяются их характеристикой как «поздних интерполяций», «механических вставок». Поворот от комплексного подхода к интенсивному поиску архаичной «кельтской» основы древнеирландских текстов затрагивает все аспекты «смирновского» дискурса: от интерпретаций отдельных мотивов до характеристики христианизации и церковной организации Ирландии.
В статье обозначены основные проявления и предполагаемые причины данной динамики «нативистской» позиции Смирнова, с привлечением обширных архивных (Ф. 670 РО ИРЛИ РАН) и опубликованных материалов (в т. ч. из фондов РНБ).
Святые Ибар, Айльбе, Киаран и Деклан в XVII в. были названы quattuor sanctissimi episcopi («четыре святейших епископа»). Считается, что они сыграли важнейшую роль в христианизации Ирландии, особенно её южных регионов, и подвизались как проповедники до св. Патрика или одновременно с ним. Сведения о них мы можем обнаружить в собраниях «Vitae Sanctorum Hiberniae», «Мартирологе Энгуса», «Мартирологе Донегола», «Анналах Четырёх Мастеров», Лейнстерской и Пёстрой книге, а также других источниках. Они являются основателями монастырей и епископских кафедр в Сайгире (св. Киаран), Эмли (св. Айльбе), Ардморе (Деклан). Св. Ибар мак Лугна основал обитель на о. Бегерин. В настоящее время почитание этих святых возрождается. Статья представляет опыт по систематизации сведений о четырёх епископах из текстов житий, анналов и других источников, их упоминающих. Задача статьи в определении места указанных святых в жизни ирландского общества и церкви, выявление специфики их образа, духовной и социальной роли в представлении людей раннего периода истории Ирландской церкви (через анализ нарративных паттернов, генеалогий и упоминаний), и краткое описание развития их культа в Новое время. В рамках статьи задача не решается исчерпывающим образом, но намечаются ключевые точки более обширной работы.
Статья посвящена проникновению на Британские острова концепции церковного убежища, ее распространению и региональным особенностям. В центре внимания – зарождение и реализация права убежища на территории валлийских королевств от раннего Средневековья, когда источниками фиксируются первые признаки выделения территории храма как места с особым правовым статусом, до XV в., когда уже хартии английских королей утверждали ставшую к тому времени традиционной привилегию валлийских религиозных центров обеспечивать безопасность нуждающимся. Будучи одним из наиболее важных достижений церковной дипломатии, право убежища было напрямую связано со статусом религиозного центра: подтверждающие его документы сохраняли и переписывали, если же документов не было – их подделывали или же включали в жития святых покровителей эпизоды, в которых те скрывали кого-либо от преследования в стенах своей кельи или монастыря. Почти единовременное появление подобных сюжетов в житиях конца XI–XII вв. наводит на мысль, что это был один из основных аргументов валлийских религиозных общин в борьбе за сохранение своего положения перед лицом изменений, начавшихся с появлением на острове нормандцев. Для представителей же светской власти право убежища представляло собой малозаметный, но очень эффективный политический инструмент, позволявший, с одной стороны, контролировать местные религиозные общины, позволяя реализовывать необходимую им привилегию или же нарушая ее, с другой – создававший возможность в нужный момент обеспечить безопасность как самому себе, так и другим участникам политических процессов.
В работе рассмотрены действия, принимавшиеся Шотландской церковью в период Первой войны за независимость Шотландии (1296–1328), а также предваряющего периода начиная с 1286 г. Основными целями являются определение непосредственной роли шотландского духовенства в дипломатической и политической деятельности, оценка влияния на национально-освободительное движение, а также изучение положения Шотландской церкви в христианском мире на конец Первой войны за независимость. Большое влияние уделено пропагандистской деятельности епископов, а также взаимоотношениям светской и духовной власти с Римской церковью до и после 1302 г. Проанализирована трансформация положения и структуры Шотландской церкви относительно Римского престола и всего христианского мира и в юридическом, и духовном отношении.
ISSN 2687-069X (Online)