От разделения к диалогу, и дальше. Поиск единства между халкидонскими и не-халкидонскими Православными Церквами
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2022-109
Аннотация
Современная фаза в богословском диалоге между халкидонскими и не-халкидонскими Православными Церквами берет свое начало в 1960-х гг.; в конце 1980-х гг. была создана Двусторонняя комиссия по богословскому диалогу. Однако ее работа лишь подчеркнула весьма парадоксальную ситуацию: христологические споры V века, казалось бы, оказались разрешенными, однако раскол преодолен не был. Почему? В начале данной статьи, автор рассматривает специфику поиска евхаристического единства между халкидонскими и не-халкидонскими Церквами в современном контексте, в контексте современного экуменического движения и исторической науки. Предоставив обзор предшествующих попыток объединения, автор приводит детальный анализ богослужебных и уставных различий, которые получили полемическое значение и стали скорее символами разделения, нежели проявлениями подлинного и естественного литургического многообразия. В наше время, богослужебные различия не воспринимаются автоматически как символы христологического разделения, однако импульс к объединению халкидонских и не-халкидонских Церквей за последние десятилетия заметно ослаб. Появились новые вопросы. К примеру, кто имеет право снять анафемы, щедро налгавшиеся обеими сторонами в минувшие столетия? Каково значение и каковы права "Вселенского Собора"? Какое применение результаты богословских договорённостей обретут в жизни каждой из Церквей? Базовым остается вопрос: действительно ли желают Церкви единства, или же они довольствуются сохранением status quo?
Об авторе
Джон Х. ЭриксонСоединённые Штаты Америки
протопресвитер, почетный профессор, бывший ректор Свято-Владимирской Духовной семинарии
Йонкерс, Нью-Йорк
Список литературы
1. Lebon, J. (1909). Le monophysisme sévérien. Louvain.
2. Meyendorff, J. (1989). Imperial Unity and Christian Divisions, Crestwood NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 264-5.
3. Brock, S. (1985) The Thrice-Holy Hymn in the Liturgy, Sobornost/Eastern Churches Review, 7.2, 24-34.
4. Janeras, V.-S. (1967). Les byzantines et le trisagion christologique, in Miscellanea liturgica in onore di sua eminenza il Cardinale Giacomo Lercaro 2, Rome, 469-99.
5. Talley, Th. J. (1986). The Origins of the Liturgical Year, New York: Pueblo, 168-222.
6. Papadakis, A. (1994). The Christian East and the Rise of the Papacy, Crestwood NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 116.
Рецензия
Для цитирования:
Эриксон Д.Х. От разделения к диалогу, и дальше. Поиск единства между халкидонскими и не-халкидонскими Православными Церквами. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(3):18-31. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2022-109
For citation:
Erickson J.H. From division to dialogue and beyond: the quest for eastern and oriental orthodox unity. Russian Journal of Church History. 2022;3(3):18-31. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2022-109