Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск

Периодические и непериодические издания духовных христиан молокан начала XX века как источник по истории молоканства

https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-134

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель статьи — дать общий обзор нарративных источников внутреннего происхождения по истории религиозного движения духовных христиан молокан за 1905-1917 гг., установить основные типы указанных источников. Актуальность работы связана с отсутствием источниковедческих работ по истории молоканства за исключением кратких обзоров в диссертационных исследованиях и монографиях.

Для цитирования:


Симонов В.В., Фролов Д.И. Периодические и непериодические издания духовных христиан молокан начала XX века как источник по истории молоканства. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):5-14. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-134

For citation:


Simonov V.V., Frolov D.I. Periodical and non-periodical publications of spiritual Christians of the Molokans of the beginning of the XX century as a source on the history of Molokanism. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-134

Религиозное движение духовных христиан молокан возникло во второй половине XVIII в. в Тамбовской губернии как закономерное следствие распространения в народной среде реформационных идей 1. Центральное место в этом вероучении занял отказ от системы таинств и обрядов ортодоксальной Церкви через иносказательное толкование Писания. Ритуалы, сопровождающие Таинства (крещение, причастие), практики (иконопочитание), символика (крест) отвергались молоканами, как "суеверия" и "язычество".

В результате сектантской колонизации XIX в. молокане стали заметными в составе населения ряда регионов юга и востока России: Поволжья, Новороссии, Приамурья, а на Кавказе даже сформировали особую русскую этноконфессиональную группу. К началу XX в. молоканство являлось самой крупной русской сектой: численность духовных христиан доходила до 150 тыс. чел.2.

В федеральных и региональных архивах России, Азербайджана, Грузии, Армении, Украины содержатся тысячи документов о преследовании и переселении молокан, датированные XIX в. С ослаблением во второй половине XIX в. административного давления и последовавшей в начале ХХ в. легализацией сектантства количество делопроизводств в отношении молокан резко уменьшилось, поэтому архивных источников указанного периода не так много.

Компенсировать этот недостаток нарративных источников могут документальные свидетельства из молоканской среды. Именно источники внутреннего происхождения позволяют составить максимально полную картину жизни молоканских общин и компенсирует недостаток делопроизводственных источников начала XX в.

Высочайший указ "Об укреплении начал веротерпимости" (от 17 апреля 1905 г.) позволил молоканам вести издательскую деятельность. Уже в 1905 г. наиболее активные деятели духовного христианства (преимущественно из Закавказья) начали издавать газеты и журналы, богословские сочинения, молитвенники и др. Период 1905–1917 гг. стал, таким образом, самым богатым по количеству опубликованных источников молоканского происхождения.

Актуальность статьи связана с отсутствием источниковедческих работ по истории молоканства за исключением кратких обзоров в диссертационных исследованиях 3 и монографиях 4.

Внутренние тексты духовных христиан можно классифицировать следующим образом:

  • Богословские сочинения и письма.
  • Повествовательные информационные источники: отчеты о съездах; новостные сводки; статьи, заметки и письма в редакции периодических изданий; некрологи; воспоминания (близки к источникам личного происхождения).
  • Литургические тексты: молоканские молитвенники.
  • Источники нормативного характера: уставы общин.
  • Религиозные стихи и тексты духовных песней.

Данные тексты публиковались либо в молоканских журналах, либо отдельными изданиями. Отдельно публиковались, как правило, тексты литургического характера: молитвенники и сборники духовных песней.

Журналы (табл. 1) стали главным местом публикации и способом обнародования религиозных сочинений, писем, исторических и житейских заметок духовных христиан. Молитвенники, некоторые значимые религиозные сочинения молоканских авторов и уставы общин издавались отдельно.

Центрами издательской деятельности молокан в начале XX в. стали крупные города Закавказья: Тифлис и Баку. Именно там и выпускались четыре названных выше журнала.

 

Таблица 1

Молоканские журналы, выходившие в 1905-1917 гг.

Название журнала

Периодичность

Издатель-редактор

Время издания

Примечания

1.

Духовный христианин

1 раз в месяц

А. С. Проханов

Декабрь 1905 —
апрель 1917

Первый журнал; выходил наиболее длительное время

2.

Молоканский вестник

1 раз в месяц

Н. Ф. Кудинов

Март —
октябрь 1906

За организацию журнала Н. Ф. Кудинов был сослан в Сибирь

3.

Молоканин

1 раз в месяц

С. А. Минеев

Апрель — октябрь 1910

Освещение жизни молокан Закавказья, особенно Тифлиса

4.

Сектантский вестник

1 раз в 2 недели

В. А. Лоскутов

Апрель 1913 — июль 1914

Изначально — еженедельник
газетного типа "Сектантский листок"

Наиболее жизнеспособным из них оказался "Духовный христианин". Его основал и редактировал до 1912 г. Александр Степанович Проханов (1871-1912) — врач и религиозный мыслитель. Медицинское образование он получил в Дерптском и Московском университетах, а затем защитил диссертации на степени доктора медицины и доктора богословия и философии в Париже 5.

Еще в 1890-е гг. он помогал своему брату И. С. Проханову (будущему создателю Всероссийского союза евангельских христиан) издавать журнал "Вифезда" 6 ("Беседа") и нелегально распространять его в России. В конце 1890-х гг. А. С. Проханов создал "Общество образованных молокан". Основной задачей организации было просвещение и примирение науки и религии 7.

В "Духовном христианине" публиковались статьи и письма преимущественно богословского и нравственно-воспитательного содержания, исторические заметки, а также сведения о молоканских общинах. Авторами публикаций были и немногочисленные образованные богословы, и мыслители-самоучки, едва овладевшие грамотой — редакция никому не отказывала.

С течением времени у журнала менялся уточняющий подзаголовок. С декабря 1905 по февраль 1907 гг. "Духовный христианин" выходил как "Молоканский журнал". С марта 1907 по 1911 гг. — как "Религиозно-нравственный журнал". С 1911 г. — как "Народный, свободномыслящий журнал"; "Орган освободительного движения против "буквы", обрядов и "догматов".

Отношения А. С. Проханова c молоканским большинством не были гладкими. Сектант по рождению и воспитанию, но свободный христианин по убеждению 8, как писал молоканский деятель Д. В. Зайцев, он хотел выйти за границы традиционного молоканства с его пережитками в обрядовости и преклонением перед буквой Писания, что, естественно, отражалось в издаваемом им журнале.

"Духовный христианин" был, по сути, крупнейшей полемической площадкой, так как публиковал статьи и письма зачастую противоположного содержания и позволял высказываться по обсуждаемым вопросам практически всем желающим.

На критический подход А. С. Проханова к пониманию Библии молокане реагировали остро. По словам Д. В. Зайцева, в работе над журналом редактора поддержали немногие представители образованной молодежи из молокан и толстовцев, а также всего несколько прогрессивных старцев 9.

А. С. Проханов скоропостижно скончался летом 1912 г., заразившись сыпным тифом в Михайловской больнице Тифлиса 10, где консультировал пациента. На похоронах уважаемого врача и богослова скорбели представители разных национальностей и вероучений. По словам Д. В. Зайцева, за годы деятельности А. С. Проханов "собрал и сплотил около себя все живое, все свободное мыслящее среди "молоканства" 11.

После смерти редактора журнал не закрылся — вдова Анастасия Титовна продолжила выпуск "Духовного христианина", сохранив и круг постоянных авторов. До февраля 1913 г. редакторские обязанности в молоканском журнале выполнял молодой баптист П. В. Иванов.

"Духовный христианин" не стал массовым изданием из-за малограмотности и религиозной пассивности значительной части молокан, критического подхода авторов журнала к современному молоканству и специфики их богословских и философских взглядов. Как писал сам Проханов в первую годовщину основания журнала: "Духовных христиан в России в 500 раз больше, чем баптистов [это, конечно, преувеличение — Авт.]. Между тем оказывается, что баптистский журнал "Христианин" имеет 1500 подписчиков, кроме того, 500 штук каждого номера продаются в розницу; молоканский же журнал "Духовный христианин" имеет всего лишь 400 подписчиков и в розницу не продается ничего… В г. Тифлисе, в котором считается до 7000 духовных христиан, выписывают журнал всего 10 подписчиков; в г. Владикавказе, где до 3500 духовных христиан, выписывают журнал всего пятеро" 12.

И все же "самобытная, творческая деятельность народного религиозного гения сосредоточивалась… главным образом или даже единственно вокруг "Духовного христианина" 13, как писал А. С. Проханов уже по случаю пятилетия журнала, в котором к этому времени основным автором стал собирательный "богоискатель из народа, близкий к сектантству", причем не обязательно молоканин.

Баптист П. В. Иванов (ставший редактором после смерти А. С. Проханова) сравнивал его самого со старателем на золотом прииске народной мысли, а журнал — с промывным желобом: "Александр Степанович открыл свой журнал для полуграмотных мужиков, и шесть лет текли по его страницам струи проточной воды и несли из народа золотоносный песок; часто протекали мутные струи, но тем любовнее и терпеливее всматривался Александр Степанович своим глубоким взором: не блеснет ли где чистое золото?" 14.

По справедливому утверждению Д. В. Зайцева, "ни один журнал не имел такого разнообразного круга читателей и авторов, как "Духовный христианин": здесь можно было найти сочинения и письма не только самых разных по своим взглядам молоканских авторов, но и баптистов, толстовцев, субботников, православных обывателей, священников, миссионеров и даже монахов" 15.

В 1912 г. в журнале были опубликованы письма схимонаха Иоанна Чантурова с Афона, а также его переписка с Ф. А. Желтовым. В мартовском номере за 1912 г. — секретное письмо из монастыря N, автор которого сообщил, что в его монастыре много "ваших братьев", и что журнал "Духовный христианин" многие читают "со сладостью" 16. (Подлинность письма оценить сложно, однако демократичность редактора выступает за нее.)

Через молокан журнал периодически попадал и к православному населению. По словам тамбовского епархиального миссионера М. И. Третьякова, с появлением молоканской печати сектантские идеи стали проникать в народно-православную среду. "По чьему распоряжению он печатается и почему его не закроют?... По-моему, это та же революция — против оплота Православия… Этот журнал "Духовный христианин" следует закрыть" 17, — возмущению волостного писаря не было предела. Но журнал не закрыли — он продолжал выходить вплоть до апреля 1917 г., пережив множество потрясавших Российскую империю исторических катаклизмов.

Кроме важнейшего журнала "Духовный христианин", достойны упоминания и другие периодические издания.

Известный молоканский деятель и проповедник Николай Федорович Кудинов в течение 7 месяцев (с марта по октябрь 1906 г.) издавал журнал "Молоканский вестник" (с марта 1906 г., ежемесячно, последний номер не установлен). Значительный объем в нем занимали статьи самого Кудинова. Он резко высказывался в отношении текущего состояния молоканства и влияния наиболее состоятельных братьев в общинах: "До тех пор, пока наши низы будут переносить рабство, не сознавая своего печального положения в этой роли, капиталисты "пресвитеры" несмотря на стрелы, пускаемые в них со стороны свободной молодежи, будут продолжать стоять у кормила правления со своими "сознательными" прихлебателями, будут владычествовать, простирать руки и класть опеку на личность каждого молоканина, пользуясь его темнотою" 18.

Осенью 1906 г. за публикацию ряда статьей Кудинова сослали в Тобольскую губернию (благодаря ходатайству жены ему удалось оттуда вернуться), а выпуск журнала прекратился.

Жизнь молоканских общин Закавказья и, в особенности, Тифлиса, подробно освещалась в религиозно-общественном журнале "Молоканин", который издавал Семен Андреевич Минеев. Этот журнал тоже выходил недолго — с апреля по ноябрь 1910 г. (8 выпусков).

В 1913 г. недолго существовал еженедельный "Сектантский листок" ("Орган объединенного сектантства"; редактор-издатель М. М. Максимов, затем В. А. Лоскутов). Через 22 номера издание было преобразовано в религиозно-нравственный журнал "Сектантский вестник" (периодичность 1 раз в 2 недели), который выходил с апреля 1913 г. по июль 1914 г. и позиционировал себя как "орган объединенного сектантства".

Издателем и редактором был молоканин Василий Андреевич Лоскутов, а в редакционный совет входили "два молоканина, два из общины "молодых молокан", один из "духовных" и два из общины "баптистов" 19. Значительную часть статей "Сектантского вестника" составлял анализ и критика мер по борьбе с сектантством.

В начале XX в. журналы духовных христиан стали не только платформой для коммуникации молоканских общин, но и ареной баталий по наиболее сложным социальным и религиозным вопросам.

Периодические и непериодические молоканские издания были тесно связаны — особо значимые статьи сначала публиковались в номерах журналов, а затем выходили отдельными брошюрами; издатели журналов выпускали и религиозные книги.

С 1908 г. начался выпуск серии "Книги духовных христиан", а позднее — и "Книги свободомыслящих христиан" (изд. А. С. Проханов), в которых были опубликованы сочинения духовного христианина Ф. А. Желтова (1859-1937) — крестьянина, писателя, религиозного мыслителя и краеведа из с. Богородского Нижегородской губернии: "Два пути", "Дух и вода", "Дух и обрядность", "Крещение водой", "О зеленой палочке", "Плоды и листья", "Поклонение Господу в духе и истине", "Разумное служение", "Свидетельство духа", "Следуй за мной", "Что есть истина?" и др.

Многие из этих сочинений носили полемический характер, критиковали "обрядовое христианство", в частности, баптизм и православие. "Нижегородский церковно-общественный вестник" негативно реагировал на эти книги статьями православных миссионеров.

В серию "Книги духовных христиан" вошли сочинения молоканина-толстовца Т. Ф. Гаврилова "Символистика духовных христиан о крещении и преломлении", Д. В. Зайцева "Бегите из городов", И. И. Лезина и С. Е. Сычева "О водном крещении", В. Я. Головни "Притча о Царстве Небесном" и самого А. С. Проханова "Закон божий Ветхого Завета, или Введение в Ветхий Завет". Работы молоканских проповедников Гаврилова, Лезина и Сычева, как и многие сочинения Желтова, были направлены главным образом против баптизма и православия.

О влиянии молоканской религиозной литературы на баптистов и самих молокан сообщали многие авторы журнала "Духовный христианин". По словам Д. С. Мещерякова, "книжки духовных христиан" вернули из баптизма пять молоканских семей в станице Павлодольской Терской области" 20. В с. Мазурки Воронежской губернии молоканские брошюры заставили нескольких членов баптистской общины усомниться в необходимости крещения и причастия. Сами они были за это отлучены, а пресвитеры получили выговор от баптистского союза 21. В Харькове молоканские брошюры запретили для чтения в общине евангельских христиан 22.

Большое значение для исследования вероучения и религиозных практик духовных христиан имеют молитвенники. Молоканские молитвенники начала XX в., кроме литургических текстов (собственно молитв, описания обрядов наречения имени, брака, погребения усопших), как правило, содержали пункты веры, а также тексты "прошения" и "указа" о даровании свободы вероисповедания духовным христианам в 1805 г.

Среди молитвенников, изданных в начале XX в., стоит выделить "Молитвенник и обряды духовных христиан (молокан)" М. С. Калмыкова (Ставрополь, 1906) "Молитвенник духовных христиан молокан" М. П. Лезина (Тифлис), "Молитвенник и обряды духовных христиан" Т. П. Подковырова (Омск). Особый интерес представляет опубликованный миссионером М. А. Кальневым "Служебник и требник прыгунов".

Молитвенники одновременно выполняли функции основной богослужебной книги, требника, катехизиса, певческого сборника, а также содержали в себе документ, легитимирующий и легализующий секту в глазах государства и общества — "указ" Александра I о даровании молоканам религиозной свободы. Такой молитвенник мог удовлетворить не только большую часть внутренних нужд общины, но служить изданием для внешнего пользования. Не случайно М. П. Лезин преподнес свой молитвенник Верховному патриарху и католикосу всех армян Маттеосу II 23.

Следует отметить, что тексты "прошения" и "указа" (на самом деле — наивная народная имитация) о даровании свободы вероисповедания духовным христианам в 1805 г. широко распространились среди молокан после юбилейного всероссийского съезда 1905 г. в Воронцовке 24. У предания, однако, были определенные исторические основания: именно после 1805 г. многие молокане стали заявлять о своем вероисповедании, открыто проводить собрания и проповедовать свое учение 25.

По всей видимости, основой легенды стала жалоба борисоглебского мещанина Михайлова и крестьянина Тамбовской губернии Семенова о притеснениях молокан в разных губерниях, об удовлетворении которой стало широко известно.

На челобитную тогда ответило Министерство внутренних дел в лице графа В. П. Кочубея — тамбовский гражданский губернатор Д. Р. Кошелев получил предписание обеспечить, "дабы живущие по здешней губернии малаканы оставались в тишине и покое по их секте, не употребляя сильных на них либо средств к возвращению их от заблуждения, и не подавая им вида явнаго покровительства" 26. На основании этого же предписания Епископ Тамбовский и Шацкий Феофил рапортовал в 1806 г. в Святейший синод, что в отношении молокан епархия руководствуется высочайшими указами в отношении духоборцев, в том числе указом от 21 февраля 1803 г.27. Таким образом, жалоба Михайлова и Семенова и ответ на нее и породили среди молокан миф о даровании им в 1805 г. религиозной свободы 28.

Развитием молоканского молитвенника стал сборник молодого молоканского богослова Н. М. Анфимова "Изложение догматов и молитвенник истинных духовных христиан (секты, именуемой старо-постоянными молоканами)" (1912). Первая часть была посвящена собственно "догматам" и напоминала о пунктах основ молоканской веры. Однако Анфимов широко развернул их, превратив в полноценные главы. Текст "догматов", как и тексты основ веры, преимущественно состоит из библейских цитат. Так как беседы молоканских проповедников традиционно опираются на Священное Писание, книга Анфимова могла стать серьезным подспорьем для наставников и толковников.

Особый интерес представляет первый (и единственный) учебник для законоучителей духовных христиан "К духовному свету. Краткий курс Закона Божия для духовных христиан" С. К. Жабина, переизданный в 1906-1912 гг. пять раз. В создании учебника участвовали бакинская и воронцовская общины и Н. М. Анфимов. В первой части учебника представлена история Ветхого и Нового Заветов, во второй — кратко изложены догматы духовных христиан, молитвенник, а также словарь с объяснением в духовном, то есть иносказательном смысле некоторых слов из Писания 29.

Среди изданий нерелигиозного характера нужно упомянуть "Отчет о Всероссийском съезде духовных христиан (молокан), состоявшемся 22-го июля 1905 г. в селении Воронцовке..." (изд. А. В. Лоскутов, М. И. Блеткин, М. М. Максимов); "Отчет Комитета по оказанию помощи раненым воинам при Бакинской Общине Духовных христиан молокан", "Устав Бакинского Общества Духовных Христиан (Молокан)" и др.

Таким образом, период 1905-1917 гг. представлен широким кругом внутренних источников по истории молоканства, дающих широкое представление о внутренней жизни молоканских общин в начале XX в.

 

1 Смилянская, Е.Б. (2003). Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и "духовные преступления" в России XVIII в. М.: Индрик, с. 305.

2 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 193. Л. 26-27.

3 Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность: дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.0٢. Ставрополь : Ставроп. гос. ун-т. ٢00٤. ٢39 с.

4 Буянов, Е.В. (2012). Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX — первой трети ХХ в. Благовещенск: Амурский гос.ун-т, 39٥ с.

5 Иванов, П. В. (1912). Памяти Александра Степановича Проханова, Духовный христианин, 4-5, 5-7.

6 Слово Βηθεσδά (по Стронгу: c халдейск. — дом милосердия, или место для приема больных и ухода за ними) упомянуто в Ин. 5, 2 как название бассейна ("купальни", "овчей купели") возле Овечьих ворот в Иерусалиме, воды которого обладали целебной силой (археологически отождествляется, согласно традиции, с руинами около базилики св. Анны).

7 Клибанов, А. И. (1965). История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — ١9١7 г.). М., 175.

8 Зайцев, Д. В. (1912). Над безвременной могилой, Духовный христианин, 6-7, 6.

Там же, 8.

10 От редакции (1912). Духовный христианин, 4-5, 3-4.

11 Зайцев, Д. В. (١9١٢). Над безвременной могилой, Духовный христианин, 6-7, 13.

12 Проханов, А. С. (1906). К сведению братьев, Духовный христианин, 11, 57-58.

13 Проханов, А. С. (1911). Юбилей журнала "Духовный христианин", Духовный христианин, 1, 2.

14 Иванов, П. В. (1912). Памяти Александра Степановича Проханова, Духовный христианин,4-5, 5-7.

15 Зайцев, Д. В. (1910). Письмо из с. Шехмань Тамб.г, Духовный христианин, 6, 79.

16 Письмо из монастыря N (1912). Духовный христианин, 3, 14.

17 Третьяков, М. И. (1910). Сектантство Тамбовской губернии. Санкт-Петербург: тип. "Колокол", 7.

18 Кудинов, Н. Ф. (1906). Задача сознательных молокан, Молоканский вестник, 4-5, 51.

19 Лоскутов, В. А. (1913). О единстве, Сектантский вестник, 3, 1-2.

20 Мещеряков, Д. С. (1909). Письмо из Пятигорска, Духовный христианин, 8, 63.

21 Хмыров. (1909). Письмо из с. Мазурки, Духовный христианин, 1, 60.

22 Желтов, М. П. (1909). Баптисты и книги духовных христиан, Духовный христианин, 3, 53.

23 Лезин, М. П. (1909). Беседа М. П. Лезина с армянским патриархом, Духовный христианин, 9, 60-61.

24 Фролов, Д. И. (2020). Съезд духовных христиан молокан в селе Воронцовка в ١90٥ году. Клио, 3(159), 141-146. EDN ZXKCAG.

25 Исторические сведения о молоканской секте (1858). Православный собеседник, к.3, 69.

26 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195. Д. 1811-18. Л. 9.

27 РГИА. Ф. 796. Оп. 87. Д. 409. Л. 1-3.

28 РГИА. Ф. 1473. Оп. 1. Д. 62. Л. 8.

29 К духовному свету: Крат. курс закона божия для духов. христиан. (постоян. молокан): Руководство к обучению в шк. и дома (1912). Сост. С. К. Жабин. Тифлис: Б. ٥-е изд., вновь просмотр. и знач. доп. Тифлис: Бакин. и Воронц. общины дух. Христиан. Переиздан сан-францисской общиной, ١97٥, San Francisco. 369 с.

 

Список литературы

1. Смилянская, Е.Б. (2003). Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, с.305.

2. Буянов, Е.В. (2012). Духовные христиане молокане в Амурской области во второй половине XIX – первой трети ХХ в. Благовещенск: Амурский гос.ун-т, 395 с.

3. Клибанов, А.И. (1965). История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917г.). М., 175.

4. Фролов, Д. И. (2020). Съезд духовных христиан молокан в селе Воронцовка в 1905 году. Клио, 3(159), 141-146. EDN ZXKCAG.


Об авторах

В. В. Симонов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Симонов Вениамин Владимирович (архимандрит Филипп) — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета

Москва



Д. И. Фролов
Предуниверситарий МГЛУ
Россия

Фролов Дмитрий Игоревич — свободный исследователь, выпускник кафедры Истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, учитель обществознания Предуниверситария Московского государственного лингвистического университета

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Симонов В.В., Фролов Д.И. Периодические и непериодические издания духовных христиан молокан начала XX века как источник по истории молоканства. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):5-14. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-134

For citation:


Simonov V.V., Frolov D.I. Periodical and non-periodical publications of spiritual Christians of the Molokans of the beginning of the XX century as a source on the history of Molokanism. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-134

Просмотров: 452


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)