Перейти к:
Становление и развитие православной реабилитационной педагогики в отношении социальных сирот в России
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-136
Аннотация
Исторически сложилось так, что Иосифо-Волоцкий монастырь во все периоды своего существования играл заметную роль не только в духовной, политической, идеологической, экономической жизни Руси, но являлся еще и важным просветительским центром. Эти традиции, заложенные преподобным Иосифом Волоцким, монастырь продолжает развивать и в наши дни. В статье рассматривается новое для России явление — социальное сиротство как проблема современного общества. Приводятся законодательные акты, определяющие статус социального сироты и его взаимоотношения с обществом. На основе архивных документов даётся ретроспектива деятельности Иосифо-Волоцкого монастыря по работе с молодёжью и помощи сиротам и страждущим. Указываются исторические аспекты православной реабилитационной педагогики в отношении сирот. Приводится статистика этой работы и историческая ретроспектива взаимоотношений церкви и государства в дореволюционные годы и годы советской власти. Рассматриваются в ретроспективе труды ряда православных авторов — педагогов, аскетов-подвижников, философов и педагогов, дающих основание для развития православной реабилитационной педагогики. Указываются Святоотеческие основы духовно нравственного воспитания современных подростков — социальных сирот в России. Приводятся исторические основания и принципы современной просветительской и духовно-нравственной реабилитационной работы братии монастыря с коллективами социально-реабилитационных центров несовершеннолетних. Предлагаются индивидуальные программы духовно-нравственной реабилитации социальных сирот.
Ключевые слова
Для цитирования:
Семянников С.Н., Савиных Л.Н. Становление и развитие православной реабилитационной педагогики в отношении социальных сирот в России. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):39-59. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-136
For citation:
Semyannikov S.N., Savinykh L.N. Formation and development of Orthodox rehabilitation pedagogy in relation to social orphans in Russia. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):39-59. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-136
Введение
Православная Церковь всегда заботилась о детях, самим укладом защищала их от сиротства. При крещении младенца воспреемники от купели становились ему крестным отцом и крестной матерью с широкими полномочиями участия в развитии личности. Церковными правилами воспреемникам запрещалось вступать в брак между собой и с родными отцом или матерью ребенка. Таким образом, у младенца были, по крайней мере, два взрослых человека, а в лучшем случае — две семьи, способные принять на себя заботу о младенце в случае кончины родителей. Усыновление не было обязательным, статус крестника был достаточен для законного нахождения в семье. То же соблюдалось, если крестился не младенец, а отрок (отроковица).
Безбожные десятилетия в истории нашего государства коснулись важнейшего базисного социального сегмента — института семьи, увеличилось число семей, получивших статус неблагополучных, возникло особое социальное явление — социальное сиротство, или сиротство при живых родителях. Необходима консолидация всех социальных субъектов Российской Федерации (РФ), в том числе, представителей традиционных для РФ конфессий, для преодоления этой проблемы. Цель исследования — проследить опыт Православной Церкви, православной педагогики в реабилитации социальных сирот, становления гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ.
Социальное сиротство как проблема современного общества
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Такое определение дано распоряжением Минпросвещения РФ в 2020 г.1
Профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют социально-реабилитационные центры (РЦ), социальные приюты и центры помощи семье и детству. В таких учреждениях дети находятся до решения их участи: возвращения в неблагополучную семью, помещения в детский дом или усыновления в приемную семью. Категория воспитанников определяется законом РФ 2. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, регламентируется постановлениями Минтруда РФ 3. Сотрудники РЦ становятся законными представителями воспитанников, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности. Фактически они занимаются воспитанием и педагогической реабилитацией социальных сирот, и именно они имеют законное право предоставить воспитаннику возможность православной реабилитации с привлечением религиозных организаций в соответствии с Конституцией РФ. Существуют православные приюты, однако большинство социальных сирот воспитываются в РЦ.
Министерства труда и социального развития, отмечает, что на 2021 г. в РФ каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неблагополучной семье 4, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. По данным Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а процент неполных семей растет на 3% 5. Это свидетельствует об актуальности развития православной реабилитационной педагогики в отношении социальных сирот в России.
Исторические аспекты православной
реабилитационной педагогики в отношении сирот
Социальное сиротство не имеет корней в православной традиции. Рассмотрим исторические аспекты на примере Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого мужского монастыря, насельниками которого являются авторы настоящей статьи. Материалы приводятся по источникам начала XX в. из канцелярии Иосифо-Волоцкого монастыря, а также хранящимся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) и Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ).
В житии преподобного Иосифа Волоцкого отмечается, что с 1480-х гг. во времена лихолетий, когда массовый голод лишал ребенка не только родителей, но и крестных отца и матери, насельники монастыря принимали на себя заботу о них, "особь созда дом" — приют для мальчиков-сирот. Как рассказывает "Слово Филолога инока о преподобнем Иосифе, иже состави монастырь близ Волока Ламскаго", во время лютого голода, постигшего волоцкую землю,
"Иосиф же тогда житница своя разверзе, по патриарху древле тезоименитому. Всем бо гладным приходящим хлебы своя не пощаде, не своя и себе токмо питая, по богатому оному, иже многа благая души своей препоручаше, юже и с наставшею нощию и отдая истязуем безумныи. Но на кождо день паче купилища градска, множество нищих и убогих и гладующих земледелец окружающим манастырь его, и укрухи хлеб приемлющим. Возвестижеся ему множество отрочат, пред манастырем поверженом и гладом удрученом. Елико бо убозех, и земледелец чада имеюще, их же питати откуду не могуще, от лютости же глада, окаянно умирающих, в дому зрети не терпяще, сии сия к манастырю его принесше помещаху. Сему же повелевшу родителей поверженых взыскати, их же ни един явися, яко отрекающеся отрицахуся, свою аки чюжду утробу отметаху. Толико лютость глада преможе, яже собрати отец повеле поболев о них, и дом сим особь созда, и тамо сия чада яже не породи питаше, милосердною утробою, и печашеся о них аки сам сия породи" 6.
Так было положено начало попечению о детях, которые, говоря современным языком, оказались в сложной жизненной ситуации.
Образование и воспитание мальчиков в Древней Руси было тесно связано с Церковью. Сам преподобный Иосиф Волоцкий в детстве обучался грамоте у старца в монастыре и стал впоследствии образованнейшим человеком своего времени. Основанный им монастырь славился "книжными" старцами, создавшими крупнейшую монастырскую библиотеку. Их рукописи расходились и по другим монашеским обителям Руси. В первой половине ХVI в. архиепископ Феодосий, живший в монастыре на покое, создал кружок для обучения молодых иноков грамоте. Монастырь стал школой, где воспитывались будущие архиереи, которым наши государи доверяли самые ответственные кафедры.
Во 2-й половине ХVI в. вопрос о народном образовании был поставлен уже на государственном уровне. По инициативе Иоанна Грозного его обсуждал Стоглавый Собор, постановивший:
"чтобы в Москве и других городах местное духовенство избрало достойных священников, способных обучать грамоте, и в их домах открыло училища; чтобы все православные христиане отдавали своих детей для обучения грамоте, книжному письму, церковному чтению и пению; чтобы учителя учили детей страху Божию, соблюдали их нравственную чистоту и целомудрие" 7.
Таким образом, дело обучения передавалось из рук монастырских старцев белому духовенству. Была создана система образования, имевшая ярко выраженный церковный характер и направленная на обучение грамоте в сочетании с воспитанием православного христианина.
В послепетровские времена, изменившие положение Церкви в государстве, ослабившие церковную структуру, монастырю удалось продолжить попечение о сиротах за счет успешной хозяйственной деятельности и поддержки местного населения. В этот период монастырь взял на себя обучение детей священнослужителей (мальчиков). Здесь во второй половине ХVIII в. существовало духовное училище. С 1823 г. училище перевели в Волоколамск, но монастырь до самой революции содержал училище на свои средства и обучал там же детей — сирот, находившихся при монастыре.
Особое внимание уделялось духовно-просветительской работе. Большие средства шли на организацию приема паломников. В частности, всех бесплатно кормили. В некоторые годы число паломников приближалось к 40 тысячам, то есть в среднем кормили по 100 человек в день. Для этих целей была выстроена большая гостиница, где приезжавших размещали на ночлег. Приведем некоторые данные:
1840 г. — Открыто "домашнее" училище для детей монастырских штатных служителей. (Учитель — послушник монастыря) [1840, № 5].
Паломников детей (учащиеся школ, гимназий, семинарий) из разных городов:
Год |
Детей |
Сопровождающих |
Бесплатных обедов |
1907 |
3419 |
392 |
|
1908 |
4116 |
598 |
|
1909 |
4945 |
750 |
30800 |
1910 |
8553 |
913 |
38500 |
1911 |
17500 |
||
1912 |
14452 |
||
1913 |
4000* |
||
1916 |
27452 |
* — всех паломников кормили бесплатно [РГАДА, ф. 1192, оп. 4, 1910, № 1].
Проводилась широкая социально-просветительская деятельность — создавались и содержались различного типа социальные, учебные, медицинские учреждения.
Взносы на содержание Волоколамского духовного училища (ежегодные):
1866 г. — 1000 руб. [оп. 4, 1867, № 13]
1880 г. — 1500 руб. [оп. 4, 1880, № 4]
1881 г. — дополнительно пожертвовано 500 руб. на расширение [оп. 4, 1881, № 3]
1886 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 253]
1887 г. — 1600 руб. [оп. 4, № 5]
1890 г. — 1600 руб. [оп. 4, 1890, № 2]
1892 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 291]
1893 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 304]
1896 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 421]
1903 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 375]
1907 г. — 1600 руб. [оп. 5, № 401]
1909 г. — 2500 руб. [оп. 5, № 413].
На содержание духовных семинарий и училищ (ежегодные):
1864 г. — в Московскую духовную семинарию на содержание бедных учеников 3150 руб. серебром [оп. 4, № 128]
1909 г. — 4200 руб. [оп. 5, № 413] — с учетом суммы на училище иконописания
1910 г. — 4200 руб. [оп. 5, № 420]
1911 г. — 4200 руб. [оп. 5, № 426]
1915 г. — 4200 руб. [оп. 4, 1915, № 3]
1916 г. — 2500 руб. [оп. 4, 1916, № 1] — без учета суммы на училище иконописания.
На содержание училища иконописания (ежегодные):
(в 1901 г. монастырь взял на свое содержание училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре с выплатой 1700 руб. в год [оп. 5, № 369])
1902 г. — 1700 руб. [оп. 5, № 375]
1907 г. — 1700 руб. [оп. 5, № 401]
1909 г. — 1700 руб. [оп. 5, № 407]
1914 г. — 1700 руб. [оп. 4, 1914 г., № 1].
Церковно-приходская школа при монастыре:
(школа открыта в 1887 г., первоначально размещалась в здании монастырской гостиницы [оп. 5, 1898, № 343])
1887 г. — устройство школы и постройка дома для проживания учеников на сумму 2138 руб., одежда, постели, белье и пр. для 15 учеников — 261 руб., книги и письменные принадлежности — 197 руб. [оп. 4, № 5]
1890 г. — 97 мальчиков; 15 обучались на монастырский счет и квартировали в монастырском помещении, остальные были приходящими [оп. 4, 1890, № 2]
1892 г. — 95 мальчиков, 16 мальчиков проживали при монастыре на полном содержании [оп. 5, № 291]
1907 г. — 95 мальчиков [оп. 5, № 335]
1908 г. — 90 мальчиков [оп. 5, № 407]
1909 г. –105 мальчиков [оп. 5, № 420]
1910 г. — 88 мальчиков [оп. 5, № 426]
1911 г. — 106 мальчиков [оп. 5, № 438]
1916 г. — 100 мальчиков, 5 девочек [оп. 4, 1914 г., № 1]
(учащиеся певчие обеспечиваются одеждой, обувью, бельем).
Приют при монастыре:
1907 г. — 17 мальчиков [оп. 5, № 335]
1909 г. — 20 мальчиков [оп. 5, № 407]
1910 г. — 17 мальчиков [оп. 5, № 426]
1915 г. — 18 мальчиков [оп. 4, 1915, № 2]
1916 г. — 26 мальчиков [оп. 4, 1916, № 2].
Во второй половине ХIХ в. ситуация в стране изменилась так, что Церкви приходилось помогать государству решать целый ряд социальных проблем, в том числе организовывать, как мы сейчас говорим, "на своей базе" обучение детей. С 1910 г. большое внимание окормлению сирот в должности благочинного уделял иеромонах Нил Тютюкин, впоследствии прославленный в чине новомученика. В 1913 г. при монастыре построено здание церковно-приходского училища, где обучалось 100 мальчиков. Монастырь выплачивал содержание преподававшим в училище священнослужителям и семинаристам. Преподобномученик Нил пророчествовал, поддерживая духовное образование: скоро слово Божие станет гонимым; и каждый знающий Благовествование будет либо проповедовать несмотря ни на что, либо же перейдёт на сторону "тьмы века сего". Все сбылось в огне революций.
В 1918 г. январские декреты Совнаркома постановили следующее: изъять у Православной Церкви монастыри и передать их в ведение наркомата; обязательно отделение Церкви от государства; преподавание закона Божия необязательно; регистрацию рождения, браков, смертей из ведения храмов передать органам госструктур; духовенство может носить свои рясы лишь при богослужении.
Осенью 1918 г. первым председателем Совета народных комиссаров Лениным подписан приказ о создании детской колонии беспризорников при Иосифо-Волоцком монастыре. В ноябре привозят первую партию детей, а к 1920 г. их будет более двухсот. 80% сирот — это дети не крестьян, а купцов, крупных заводчиков и дворян, оставшиеся без родителей во время грабежей и боёв в Москве. В монастыре было устроено три детских дома, насчитывавших 500 воспитанников.
Зимой 1918 г. монастырь из своих запасов, в основном капустой, кормит приют с детьми, военкомат и гарнизон красноармейцев в Волоколамске. Отец Нил как благочинный сообщил в патриархию о недостатке продовольствия и голоде братии, т.к. монахи всё отдавали детям. Во времена Иосифа Волоцкого на праздник Успения Богородицы приходило 1000 нищих; и как Иосиф Прекрасный накормил весь Египет, так по молитвам Волоколамского Чудотворца и монаху Нилу с братией удалось перезимовать и встретить светлый праздник Пасхи 20 апреля 1919 г. Однако в ночь на 27 марта 1919 г. братию Иосифо-Волоцкой обители арестовали; выпустили, потому что историческая тюрьма Волоколамска, построенная ещё при Екатерине, не смогла обеспечить новым властям их запросы по количеству мест в камерах.
Осенью 1919 г. VIII съезд РКП (б) призвал к революционному воздействию "бури и натиска" на Церковь, с расчетом на полное отмирание религии. 9 января 1920 г., братия монастыря принимает решение подать заявление в уездный Волоколамский земельный отдел:
"Желание образовать сельскохозяйственную трудовую артель на земле и хозяйстве монастыря, на началах развития братства и равенства… (заниматься) хлебопашеством, луговодством, садоводством, огородничеством, молочным скотоводством, птицеводством и пчеловодством" [РГАДА Ф.1192. Д.122.].
Задумка удалась по молитвам преподобного Иосифа: из Волоколамска приходит утвердительный ответ. В стенах собора не прекращаются богослужения, а по бумагам теперь монастырь числится как "Иосифова сельскохозяйственная артель". Новое заявление направлено в земельный отдел от 31 марта 1920 г.:
"О расширении списка членов артели и к нему прикреплённому плану работ: 1) Улучшение — трехпольный севооборот с применением китайской грядовой культуры хлебных злаков; увеличение посевной площади и яблоневого сада, посевов кормовых трав, племенного молочного скота, птицеводства лучшими породами кур, уток и гусей; прудовое рыболовство карася, линя, щуки, окуня, леща, судака и форели. 10-й пункт предписывал своевременное и практическое выполнение всех работ под наблюдением хозяйственного совета артели Нилом Тютюкиным и Пафнутием Бовиным" [РГАДА Ф.1192. Д.128.].
Бесстрашная во Христе Иисусе братия готова выполнять любые работы, только чтоб не прекращалась литургия в монастыре. Сам уклад жизни монастыря, возможность участия в богослужениях, крестных ходах был фундаментом духовно-нравственного окормления сирот.
В 1918 г. в детскую колонию направляется товарищ Катанская 8, активный участник антицерковной борьбы. Она разрабатывает образовательную атеистическую программу для преподавания в школах, о чём ведёт личную переписку с Н. К. Крупской, бывшей однокурсницей по Бестужевскому институту и старой подругой-большевичкой. Из-за этого близкого знакомства все решения по Иосифову монастырю выходили всегда на самый высокий уровень — к В. И. Ленину.
"Этот монастырь не какая-нибудь захудалая деревенская церковь с нетрезвым попом и безголосым причтом… Это великолепно оборудованные соборы с прекрасно подобранными хорами певчих, с богословски образованными попами… Торжественные религиозные церемонии поставлены так художественно, что производят сильное впечатление не только на религиозную, но на эстетическую сторону верующих… К нам же, коммунистам, отношение фанатизированного населения очень плохое… Надо повлиять на религиозных учащихся монастырской школы научно поставленной антирелигиозной пропагандой, а на эмоциональную сторону молодёжи и взрослого населения — художественно поставленным спектаклем, насыщенными местными интересами и злобой дня" 9.
Указом Моссовета от января 1919 г. монастыри переходят отделу народного просвещения. Март 1919 г. — запрет преподавания религии детям до 18 лет. 30 октября 1919 г. — нарком юстиции запрещает переформировывать монастыри в артели, т.к. священники лишены избирательных прав и не могут быть членами трудовых коммун. Для лидера новой России В. И. Ленина православие было не чем иным, как "самая гнусная зараза".
В мае 1920 г. Катанская едет в Москву, в народный комиссариат партии с предложением создать на базе монастыря интернат, объединив все подобные учреждения района в одном месте. Обратно в Волоколамск Александра Львовна возвращается уже с резолюцией о закрытии монастыря. "Да, я закрыла монастырь и выгнала монахов, но выгнала потому, что 30 тысяч детей нашей губернии, беспризорных, голодных, стучатся в наши двери, прося хлеба и приюта" (из биографии Катанской). А откуда взялись эти тридцать тысяч обездоленных детей?! Не от вихря ли перемен большевиков? И разве монастырь уже два года не давал кров и пищу сиротам?
2 июня 1920 г. постановление заседания президиума исполкома волоколамского совета депутатов предписывало:
"Ликвидировать монастырь как очаг эксплуатации и духовного порабощения. Всё имущество оставить в распоряжении революционного исполкома. Предметы религиозного культа, кроме ценностей, передать общине верующих, если такая организуется в месячный срок" 10.
В 1921 г. выходит театральная постановка "Агитсуд" — апофеоз, триумф безбожной и лживой работы А. Катанской. Представление идет в течение года, по воскресеньям вместо литургии, в бывшем братском корпусе, роли исполняют школьники детгородка:
"Один воспитанник в роли представителя православной партии (священник) предлагает восстановить монастырь, а детей разослать по другим школам или обратно в Москву. Другой артист в образе купца рассуждает о спекуляции монахов с Богом. В завершение постановки агитсуд выносит оправдательный приговор большевикам, которые были только вынужденные соучастники, при закрытии монастыря, в руках беспартийного исполкома" 11.
"А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили в море" (Мк. 9, 42).
Эффективность социально-реабилитационной работы монастыря наглядно демонстрируется комплексом мер по борьбе с ней, не завершившейся даже после закрытия монастыря. 1 июня 1921 г. в бывшем Иосифо-Волоцком монастыре организуется музей [РГАЛИ. Ф.665. оп.1.] А на самом деле происходит полное уничтожение обители: фрески закрашены, библиотека и иконы вывезены, с иконостасов смыта позолота, на Успенский собор повешен амбарный замок.
До 1989 г. в монастыре действовала Детгородковская средняя школа, где обучалось более 300 детей.
В мае 1989 г. после перевода школы в новое здание монастырь был передан Церкви. Ряд выпускников школы стали значимыми трудниками монастыря. Отметим изографа Анатолия, отразившего жития преподобного Иосифа Волоцкого во фресках трапезного зала братского корпуса.
Первый игумен возрожденной обители, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, в своей программе восстановления Иосифо-Волоцкого монастыря особо отметил необходимость осуществления просветительской работы 12. Он являлся председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Небольшой издательский отдел митрополит превратил в крупное современное издательство, одновременно занимавшееся научной, исследовательской и просветительной работой 13. Сам отдел стал прекрасной духовной школой для сотрудников, среди которых было много людей с хорошим светским образованием. Целый ряд из них стали священниками, архиереями, монахами, православными педагогами. Владыка тесно сотрудничал с учебными заведениями, сосредоточив свое внимание на детях, молодежи.
Старшее поколение воспитывалось на идеалах коммунизма, основные принципы которого отчасти заимствованы из христианства. Взамен рухнувшей коммунистической идеи предложено полное разрушение нравственности под лозунгом свободы. Как в свое время в Европе место христианства заняли спиритизм, оккультизм, наркомания, так у нас распространились колдовство, суеверие, секты, языческие культы, идолопоклонство в виде культа богатства, успеха, привлекательности. Усиленно насаждаются новые культы — вечной молодости, комфортной жизни, здоровья — достигаемые при порочном, греховном образе жизни и якобы способные сделать человека счастливым.
Митрополит Питирим видел и хорошо знал, что происходит в стране, все проблемы людей считал своими и старался помогать каждому. Большие средства он вкладывал в Детгородковскую школу, чтобы она имела необходимо оборудование, хорошие учебные классы, мастерские. Каждое лето в монастырь приезжал студенческий отряд МИИТа. Многие молодые люди самостоятельно приезжали сюда, чтобы потрудиться в обители. На базе монастыря организовывался летний отдых так называемых "трудных" подростков. Митрополит устраивал для школьников курсы звонарей. До 2003 г., а также с 2016 по 2019 гг., действовала воскресная школа. Приостановка её деятельности обусловлена повышенными санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Поток людей, приезжающих в монастырь со своими проблемами, как правило, связанными с семейным неблагополучием, не иссякает. В том числе приезжают группы воспитанников интернатов и РЦ для несовершеннолетних. Соприкоснувшись глубже с историей Родины, каждый из них получает возможность взглянуть на мир с точки зрения, не изложенной в учебнике, сделать для себя открытие, развивающее патриотические чувства. Как заметил митрополит Калужский Климент: "Человек Родину не выбирает, а она дается ему от Бога. А все, что от Бога, надо любить" 14. Эта задача является одной из важнейших в деятельности монастыря — чтобы люди, особенно молодые, узнали и полюбили свою страну, ее веру, ее историю, ее святых, или не святых, а просто хороших людей, и тоже по их примеру захотели бы сделать что-то хорошее для родной земли и ее народа в тех масштабах, которые им по силам — семьи или школы.
Монастырь сотрудничает с администраций Волоколамского городского округа, отделом культуры, отделом по делам молодежи и Управлением системой образования, является одним из учредителей и организаторов ежегодной районной научно-практической конференции "Наследие", ориентированной, прежде всего, на учащихся школ 15. Таким образом, Иосифо-Волоцкий монастырь традиционно открыт для сотрудничества в деле воспитания и образования детей, для каждого, стремящегося к этому контакту. Вернемся к тем детям, которые не могут сами решить, куда им пойти, поскольку РЦ являются учреждениями закрытого типа.
Святоотеческие основы духовно-нравственного воспитания современных подростков-социальных сирот в России
Как отмечалось выше, РЦ берут на себя обязанность исполнения не только витальных потребностей современных социальных сирот. Особенно важно это для отроков, вступающих в этап формирования мировоззрения. Педагоги РЦ посредством педагогического наблюдения отмечают 16, что сложности с воспитанниками, поступающими в РЦ, возрастают из года в год. В РЦ приходят внуки безбожных десятилетий и дети тех, кто сам побывал в РЦ и считает такое детство нормой.
Иосифо-Волоцкий монастырь, продолжая традиции преподобного отца-основателя, с 2004 г. по договорам с РЦ самым активным образом участвует в духовно-нравственном становлении воспитанников на основании святоотеческих традиций, прилагая усилия к разрыву порочной цепи.
Специфика реабилитационной работы заключается в том, что состав воспитанников многонационален, поликонфессионален, постоянно изменяется, и непрерывный срок нахождения каждого воспитанника в РЦ, как правило, не превышает полугода, с возможными повторениями изъятия из неблагополучной семьи. Вследствие этого невозможно организовать работу в соответствии с конкретным календарно-тематическим планом, утверждаемым на год, и т.п. Систематичность обеспечивается годовым циклом православных богослужений, события которого предлагают повод беседы. Каждая беседа должна быть самодостаточной, цельной и яркой, отвечать состоянию воспитанников на сей день, чтобы быть воспринятой. Необходим индивидуальный подход, учет ограничений в развитии и состоянии здоровья. По словам Святейшего Патриарха Кирилла:
"Беседа катехизатора с новоначальным должна стать разговором от сердца к сердцу, дабы готовящийся приступить к Таинству утверждался в вере, действующей любовью (Гал. 5,6)" 17.
Церковь вслед за Тертуллианом верит, что каждая душа по природе хранит образ Бога — "О, свидетельство души, по природе христианки". Но тот же автор в своей полемике с язычниками указывает, что, благодаря первородному греху, "Ты, сколько я знаю, не христианка: ведь душа обыкновенно становится христианкой, а не рождается ею", и тем самым обосновывает необходимость вернуться к Первообразу (Абсолюту–Идеалу). Этот тезис апологета даёт основание сделать заключение о возможности и необходимости воспитания положительных социально-значимых качеств личности, становления себя как христианина, либо представителя иной традиционной конфессии. Такая возвышенная идея, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, формирует личную, общественную и политическую нравственность. И это справедливо для всех традиционных конфессий нашей многонациональной страны.
Евхаристичность духовно-нравственного воспитания социальных сирот является тем путем, который, с одной стороны, позволяет подростку ощутить себя причастным к истинной семье, глава которой — Христос — любит каждого безусловно, обрести опору в этой семье, с другой стороны — дает ему возможность стать субъектом личного преображения.
При трактовке подходов мы опираемся на православную антропологию — Святоотеческую традицию. Именно трехсоставность личности и трехсоставность человеческой души позволяют находить теоретическое обоснование возможности прямого богообщения для социальных сирот.
Важной ролью педагога-миссионера является то, что с его помощью воспитанник научается видеть истинную цель диалога — μετανοία, духовное преображение, а не заменять её аскетикой, являющейся не целью, а средством нравственного становления. Это важно, поскольку нахождение подростка в РЦ кратковременно, до определения его в детский дом, возвращения в ранее неблагополучную семью или усыновления. Период нахождения подростка в РЦ должен быть достаточен для его перехода от объектности телесного состояния к субъектности духовно-нравственной личности, находящейся в Богообщении.
Создавшаяся ситуация обусловливает необходимость обращения к национальному педагогическому наследию, в том числе к православной педагогике, использованию её образовательного потенциала для духовно-нравственного воспитания личности.
В диалогическом подходе Т. А. Флоренской ("Диалог в практической психологии" 1991, 2009) в человеке выделяются два начала — духовное Я и наличное Я, последнее из которых рассматривается как совокупность психических характеристик и состояний души человека на данный момент. Здесь необходимо отметить, что сам диалогический подход построен на основах христианской антропологии, на святоотеческих представлениях о человеке:
"Человек <…> в слове своём не умирает" 18. То есть — духовное начало в нормальном и здоровом состоянии человека устремлено к Богу, слышанию, приятию и выполнению Его Воли, душа слушается голоса духа, а тело подчиняется душе и, управляемое ею, выполняет повеления духа в тварном материальном мире (ср. "Бог повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв, возлюбил и, наконец, устремился волею") 19.
Накопленный за десятилетия опыт позволяет сказать, что особо актуальным является обращение к трудам отцов Православной Церкви XIX-XX вв. Это отсылает нас к наследию православных богословов, философов. Педагогику богообщения рассмотрели преподобные Никодим Святогорец, Паисий Святогорец, Иосиф Исихаст, Ефрем Филофейский. Педагогику христианской этики и социализации детально изучили святители Феофан Затворник, Макарий (Глухарев), Макарий (Невский), Иннокентий (Вениаминов), святой праведный Иоанн Кронштадтский, патриархи Алексий II и Кирилл. Философию христианской жизни, как миссию рассматривали И. А. Ильин 20, митрополит Николай (Пачуашвили), протоиерей Георгий (Завершинский), А. И. Осипов, Иаков Стамулис. Большое внимание Богообщению уделяли отечественные и зарубежные пастыри, такие, как архимандрит Иустин (Попович), митрополит Антоний (Сурожский), иеромонах Серафим (Роуз), протопресвитер Александр (Шмеман). Разумеется, не представляется возможным перечислить всех, так как кладезь святоотеческой мудрости бездонный. Остановимся более подробно на некоторых из них с учетом духовных проблем воспитанников.
Концепция духовно-нравственного воспитания обозначает основные проблемы и возможности нравственного воспитания подростков в современных условиях:
"В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни" 21.
В современном мире мы ощущаем всё более агрессивный напор идеологии потребительства и бездуховности: "… экспансии инославных и новых религиозных течений <…> которые <…> хотят разделить русский народ по вероисповедному признаку" 22. Очевидно засилье третьей власти — коммерциализированных средств массовой информации, которые при помощи современных технологий формируют наше сознание, исподволь становятся нашими руководителями, устанавливают нормы и рамки наших моральных ценностей, постепенно заменяющих отеческие нормы, основанные на духовности 23.
Ещё более чётко выражает этот принцип прп. Марк Подвижник в Добротолюбии: "Человек по своей воле, где любит, там и пребывает…" 24. Слова прп. Марка Подвижника предупреждают нас о грозной опасности, нового идолослужения. Вторя ему, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл "…предостерег современников от служения новым идолам, которыми, по его словам, в XXI в. стали наслаждение, потребление, власть и деньги" 25. Указывая на это, святейший патриарх Кирилл последовательно развивает мысль своего предшественника, Патриарха Алексия II, говорившего о том, что: "Воспитывать человека — значит определять судьбу нации" 26.
Патриарх Кирилл, также, как и Патриарх Алексий II, обращает наше внимание на тот факт, что одной из острых проблем нашего времени является постепенное размывание в нашем мировоззрении некоторых этических, моральных и духовных норм, постепенная ассимиляция чётких принципов и правил к нашим потребностям, превращение их в комфортное для нас течение жизни. "Душа, поблажая телу, омрачается удовольствием и погибает" 27. Стремление человека к всё более полному удовлетворению естественных нужд и потребностей, к получению невинных радостей жизни (как-то: создание семьи, чадородие, воспитание детей, добыча средств для нужд семьи и т.п.) часто имеет тенденцию к постепенному превращению в погоню за всё большим количеством и качеством материальных и чувственных благ. Стремление переходит в категорию цели жизни 28.
Святитель Иоанн Златоуст, затрагивая эту проблему, отмечает, что сердце человека, привязанное к благам мира сего, устремляется уже не к Богу, а к этим самым благам, т.е. к миру сему: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". (Мф. 6:21) "Вскую любите суету и ищете лжи?" Здесь, кажется мне, он (пророк Давид) и на идолослужение, и на порочную жизнь указывает. <…> Укажешь ли ты на славу, или на богатство, или на власть — всё суета" 29. По словам святителя Феофана Затворника, в душе тогда "…потребности разбегаются в разные стороны, и каждая требует своего …" 30 и начинается разложение, тлен. "Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всём беспорядочность" 31.
Святейший Патриарх Кирилл отметил, что роль педагога: "…исключительно велика в формировании духовного облика нации. Воспитанники РЦ посещают общеобразовательную школу, ближайшую к РЦ. Но школа не может быть названа средой духовно-нравственного воспитания. Остроту этой темы отмечал ещё Патриарх Алексий II: "В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа вседозволенности, потребительского отношения к людям, к природе, жизни" 32. От этого ещё в XV в. предостерегал преподобный Иосиф Волоцкий в своём "Просветителе", говоря о том, что мы, "будучи плотскими" чужды внимания и понимания духовности, потому что обладаем мировосприятием "не по Воле Святого Духа, а по воле плоти" 33. Авторы "Догматического богословия" архимандриты Алипий и Исайя отмечают: "… истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести нас к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни" 34.
Предметом исследования является такая Святая Святых человеческой личности, как её внутренняя, сакральная (духовная) и сокровенная (душевная) жизнь, транслируемая вовне в виде внешних религиозных и моральных актов (нравственность) 35.
Гармонизация, осуществление отношений между духовным и наличным Я становится возможным лишь при максимально близком к идеалу уровне очищения души человека от страстности, без которого диалог вырождается в некое безжизненное размышление 36. Поэтому во всей полноте перед педагогикой встаёт вопрос об истинном пути-идеале воспитания молодёжи, воспитания ведущего к Диалогу с Творцом, ибо, как некогда прорёк прп. Макарий Египетский, "Между Богом и человеком существует сродство <…> Нет другой такой близости, как у души с Богом и у Бога с душой" 37. Желание достижения результата реализуется у человека в обращении к Богу: "…важно помнить, что молитва — это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога" 38.
Обозначим стороны диалога в процессе духовной жизни человека. Преподобный Иоанн Лествичник в своей Лествице 39 подробно разбирает этапы духовного роста человека. Здесь образно выстраивается лестница — лествица восхождения человека от наличного несовершенства к вершинам христианского идеала, который возможен в земном существовании. Особое внимание хотелось бы обратить именно на принцип постепенности, поступенчатости при восхождении к вершинам Богообщения. Восхождение по лествице добродетелей начинается с приобретения, испрашивания у Бога самых простейших, но в то же время основополагающих черт человеческого бытия — отречении от жития мирского, или, по словам Василия Великого "Упражнения — приготовления к подвигам" 40 т.е. декларации своих намерений-желаний, задания вектора своего устремления от дольнего к Горнему. Эта декларация намерения посвятить себя Богу, вполне естественно, рассматривается прп. Иоанном в первую очередь с точки зрения монашеского делания. Но православная сотериология распространяет своё учение не только на иночествующих, но на всех членов Церкви, составляющих единое Тело Христово.
Святитель Феофан Затворник Вышенский (1815-1894) в своём труде "Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики" подробно рассматривает начало и становление жизни христианина в лоне Церкви. В частности, святитель Феофан указывает:
"Цель, к какой все при этом должно быть направлено, состоит в том, чтобы сей новый человек, пришедши в сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Коим соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по сему обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение. Спрашивается, как сего достигнуть? Как поступать с крещеным, чтобы, пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или — как воспитывать по-христиански?" 41.
Как действенный пример реализации святоотеческой традиции в современной жизни вновь обратимся к деятельности братии Иосифо-Волоцкого монастыря: рассмотрим ближайший к нам период — от воссоздания иноческой жизни в монастыре (1989 г.) по настоящее время. Ключевым для них является выражение "лицом, вступившим в обязательство с Господом", не в договор, но в обязательство. Исходя из такой установки, братия монастыря вела и ведёт научно и исторически обоснованную социально-образовательную политику.
Обратимся к архивным материалам: "Программа Воскресной школы" 42. Пояснительная записка к учебным программам:
"Церковная школа — одна из форм апостольского служения. Главная её задача — православное воспитание и воцерковление учащихся <…> Цель одна — убрать все препятствия на пути к Христу, помочь человеку, взрослому и ребёнку, обрести истинную веру, ощутить дух и понять смысл христианства, познать Живого Бога, — нужно помочь людям научиться жить жизнью Церкви со всей полнотой, на которую они способны. Следует помнить, что не сумма знаний, не передача как можно большей информации воспитывает веру — а чувство благоговения и любви к людям".
Реализация программы, составленной митрополитом Питиримом (Нечаевым), в Возьмище, Волоколамск, осуществлена насельником монастыря иеромонахом Пафнутием (Поповым).
Окормление коллективов (сотрудников и подростков) РЦ Московской области проводится братией монастыря с 2004 г. регулярно на основании договоров с РЦ. Строгий контроль качества образования со стороны государственных органов диктует необходимость выполнения миссии на уровне, соответствующем требованиям Федеральных законов. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве монастыря с ведущими педагогическими школами России, такими, как Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет", ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет", Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Казанский Государственный Университет и др.
Фундаментальную роль в системе духовно-нравственного воспитания и социально-педагогической поддержки современных подростков из неблагополучных семей играет историческая религиозная традиция православной России, основанная на теоцентричности. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование личности знающей, мотивированной, действующей согласно этноконфессиональным культурным ценностям своего народа и стремящейся к самосовершенствованию.
Разработаны методики сбора эмпирических данных о ценностных ориентациях современных подростков 43, выявлена специфика духовно-нравственного состояния современных подростков, временно содержащихся в РЦ — социальных сирот: "агрессивность, лживость, эгоистичность, низкая жизненная активность (апатия)" 44. Предложены фасилитативные подходы к духовно-нравственному воспитанию подростков из неблагополучных семей в условиях РЦ на основе духовно-ориентированного диалога 45. Изучены причинно-следственные связи между духовно-нравственным воспитанием и характеристиками образовательной среды, в которой оно осуществляется, изложены и научно обоснованы критерии духовно-нравственного воспитания, разработана и апробирована модель самооценки образовательной среды 46, имеющая целью её гармонизацию в соответствии с православной педагогической традицией. Доработан диагностический инструментарий, карта педагогических наблюдений 47, позволяющие определять уровень личностных результатов, строить индивидуальные траектории развития, анализировать результативность разработанных программ, методик и технологий, предусматривающих добровольное и посильное включение подростков в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.
В ходе работы уточнены понятия социализация и социальная адаптация, раскрыты их особенности в понимании современного светского, конфессионального и атеистического образования подростков. Педагогическая реабилитация позволяет перейти со ступени адаптации — приспособления на ступень социализации, активного члена социума.
Как отмечалось выше, существенную роль в педагогической реабилитации социальных сирот играет личность педагога, особенно для подростка, для которого педагог, пользуясь психологической терминологией, становится "значимым другим". Разработаны методики сбора эмпирических данных в ВУЗах России с целью определения готовности студентов педагогических специальностей к духовно-нравственному воспитанию подростков, проведению эмпирических исследований и анализу результатов в сфере воспитания, разработки программы магистратуры, компенсирующей выявленные недостатки 48, разработана и апробирована программа модульного курса магистратуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России и стран изучаемого языка", опубликованы и методические материалы к нему 49.
Эффективность разработок доказана посредством межрегионального конкурса творческих работ с международным участием "Алтарь Отечества" в рамках значимого проекта "Знание. Вера. Нравственность.", номинации "Инклюзивный проект "Мир вокруг нас"" (2017-2023). Насельники монастыря являются кураторами номинации, членами жюри конкурса. Продемонстрирована возможность получения образовательных результатов праксеологического уровня, отстаивания усвоенных православных ценностей до победы в конкурсе, в который были вовлечены около 2500 воспитанников РЦ.
Заключение
В качестве заключения напрашивается вывод об актуальности и эффективности педагогической реабилитации социальных сирот на основе православных ценностей и традиций. Опора на Святоотеческую традицию позволяет миссионеру помочь ребёнку посредством совместной молитвы к Господу преодолеть порог от вненаходимости в общении с миссионером к личностному общению подростка с Богом посредством молитвы. Господь, вселяясь в детскую душу, как любящий Отец помогает ему в преображении, в освобождении от тех пороков, с которыми он сам не смог справиться, и которые он мог унаследовать в неблагополучной семье. Благодаря этому ребёнок не только становится способным к преображению, но и своей активной позицией помогает в этом ближним. Пример Иосифо-Волоцкого монастыря показывает, что Церковь неустанно занималась и занимается развитием православной реабилитационной педагогики в отношении социальных сирот в России.
1 Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях".
2 Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ; в подпункт 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2013 г.
3 Постановления Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4, от 19 июля 2000 г. N 53 и N 54.
4 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru.
5 Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf ru/.
6 Слово Филолога инока о преподобнем Иосифе, иже состави общий монастырь, близ Волока Ламскаго. Библиотека Академии Наук. РО. Собрание Каликина, № 16. Лл. 20-20 об.
7 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский (1996). История Русской Церкви. Кн. 4, ч. 1. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 269.
8 Катанская Александра Львовна (1872-1963) родилась в Москве; училась на Высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. 1896-1897 гг. — тюремное заключение в Петропавловской крепости, как террористки партии народовольцев. 5 лет ссылки в Астрахань. 1910 г. — переезжает в Волоколамск. 1917-1920 гг. — активный участник антицерковной агитации. 1921-1930 гг. — пишет и издаёт книги по безрелигиозному воспитанию в школах.
9 Биография Катанской А. Л., составленная по её записям дочерью Н. А. Нестеренко.
10 Наследие. Прощание славянки: 5-я районная научно-практическая конференция, 2014.
11 Газета "Голос Бедняка". № 18. Волоколамск, 1921, с. 1-2.
12 Нечаев, Питирим митрп. (2023). Русь уходящая. Изд. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М, 672 с.
13 Бузыкина И. Н., Бузыкина Ю. Н., Перст М., Головкова А. Д., Метлицкая З. Ю. (2020). Экземпляр первопечатной книги из библиотеки митрополита Питирима (Нечаева) (Иосифо-Волоцкий монастырь). Идентификация и первая атрибуция. Российский журнал истории Церкви, 1(2), с. 97-115; Поздеева, И. В. (2020). Тысячелетие постижения Священного Писания в России. Российский журнал истории Церкви, 1(3):83-109.
14 Капалин, Климент митрополит Боровский (2012). Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. Изд. Белорусского Экзархата, 26.
15 Наследие. Прощание славянки: 5-я районная научно-практическая конференция 2014, Волоколамск, 17 марта 2014. Волоколамск, 2015. С. 109.
16 Карпова, С. И., Семянников С. Н. Миссионерское служение как фактор духовно-нравственного воспитания детей и подростков из неблагополучных семей в условиях социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: материалы Всерос. науч.- практ. конф. (г. Азов, 19 ноября 2019 г.). Чебоксары: "Среда", 2019, 191-199.
17 Гундяев, В. М. (патриарх Кирилл) (2012). Слово Предстоятеля. Т. 1. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 608 с.
18 Сергиев, И. И. (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (2005). Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. М.: Локид, 576 с.
19 Прп. Макарий Египетский (цит. по Зарин, С. М. (1996). Аскетизм по Православно-Христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.: Паломникъ, 102).
20 Ильин, И. А. (2012). Книга надежд и утешений. М.: Альта Принт, 384 с.
21 Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. (2014). Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 24 с.
22 Патриарх Московский Алексий II, 1999.
23 Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ. Ефрем Сирин, 415, Иоанн Лествичник, 535.
24 Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ. Марк Подвижник, 425.
25 https://pravoslavie.ru/59375.html?ysclid=ln0p016d4o204847130.
26 Патриарх Московский Алексий II, 2014.
27 Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ. Антоний Великий, 69.
28 Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ. Евагрий Монах, 510, Авва Дорофей, 643, Исаак Сирин, 694-695.
29 Святитель Иоанн Златоуст Беседы на Псалмы (2011). М.: Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса, 24.
30 Цитируется по Шеховцова, Л. Ф., Зенько, Ю. М. (2012). Элементы православной психологии. М.: Издательство московского подворья СТСЛ, 81.
31 Святитель Феофан Затворник Вышенский (2003). Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: "Лепта-Пресс", 312.
32 Патриарх Московский Алексий II, 2014.
33 Иосиф Волоцкий, прп. (2006). Просветитель. М.: ИВМ "Просветитель", 132. См. Велимирович, Н., святитель Сербский (2011). Миссионерские письма, (пер. с серб. С. А. Луганской). М.: ПСТГУ, 240.
34 архм. Алипий (Кастальский–Бороздин), архм. Исайя (Белов) (2005). Догматическое богословие (Курс лекций). Сергиев Посад: СТСЛ, 13.
35 Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ. Авва Исайя, 238, Исихий, 165, Иоанн Кассиан, с. 11, Нил Синайский, 253.
36 Зарин, С. М. (1996). Аскетизм по Православно-Христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.: Паломникъ, 443-444.
37 Керн, К. архимандрит (1996). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломникъ, 220.
38 Блюм, А. (митрополит Сурожский) (2011). Школа молитвы. М.: Христианская жизнь, 115-116.
39 Лествичник Иоанн, прп. (2013). Лествица. М.: Сибирская Благозвонница, 576 с.
40 Василий Великий.
41 Святитель Феофан Затворник Вышенский (2003). Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: "Лепта-Пресс", 31-32.
42 Митрополит Питирим (Нечаев) Программа Воскресной школы и Пояснительная записка к учебным программам (из рекомендаций Отдела Религиозного Образования и Катехизации Московского Патриархата, 1.
43 Семянников, С. Н. (иеродьякон Моисей) (2017). Социальный серфинг как показатель деформации нравственных ценностей в воспитании подростков. Дискуссия, (8), 84-90.
44 Семянников, С. Н. (2021). Педагогика преображения: духовно-нравственное воспитание подростков на основе святоотеческой традиции. Kant, (3), 289-295.
45 Borovskaya E. R., Kozlova, A. G., Semjannikov S. N. (2020). The Potential of the Word for Adolescents’ Spiritual and Moral Development. VI International Forum on Teacher Education. ARPHA Proceedings, (3), 247-258.
46 Семянников, С. Н. (иеродьякон Моисей). (2017). Симфония миссионерско-педагогической деятельности с подростками социально-реабилитационных центров. Kant, (4), 106-109.
47 Vikulova L. G., Mezhina A. V., Semjannikov S. N. (Hierodeacon Moses) (2019). Teachers’ Moral Development in Master’s Degree Programs on Personality Development through Education. ARPHA Proceedings. Proceedings IFTE. V International Forum on Teacher Education. Part III. Educational Psychology, P. 757-763.
48 Семянников С. Н., Герасимова, С. А. (2020). Студенческая молодёжь в свете вызовов современного общества: аспекты духовно-нравственной зрелости. Христианское чтение, (1), 43-51.
49 Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В. Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании. Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: Материалы Первой международной конференции, Москва, 14-16 апреля 2016 года. Под общей редакцией Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2016, 471-475. EDN XQNBWJ.
Список литературы
1. Добротолюбие (2003). В русском переводе [в 5 т.]. М.: Паломникъ, Т. 1., 567 с.: преподобные Антоний Великий, Авва Исайя, Евагрий Монах, Исаак Сирин, Марк Подвижник; Т. 2., 810 с.: преподобные Авва Дорофей, Ефрем Сирин, Иоанн Кассиан, Исихий, Нил Синайский.
2. Блюм, А. (митрополит Сурожский) (2011). Школа молитвы. М.: Христианская жизнь, 496 с.
3. Бузыкина, И. Н., Бузыкина, Ю. Н., Перст, М., Головкова, А. Д., Метлицкая, З. Ю. (2020). Экземпляр первопечатной книги из библиотеки митрополита Питирима (Нечаева) (Иосифо-Волоцкий монастырь). Идентификация и первая атрибуция. Российскийжурнал истории Церкви, 1(2), с. 97-115. doi:10.15829/2686-973X-2020-2-24.
4. Велимирович, Н., святитель Сербский (2011). Миссионерские письма, (пер. с серб. С. А. Луганской). М.: ПСТГУ, 452 с.
5. Гундяев, В. М. (патриарх Кирилл) (2012). Слово Предстоятеля. Т. 1. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 608 с.
6. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. (2014). Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии. М.: Просвещение, 24 с.
7. Зарин, С. М. (1996). Аскетизм по Православно-Христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.: Паломникъ, 695 с.
8. Ильин, И. А. (2012). Книганадежд и утешений. М.: Альта Принт, 384 с.
9. Иосиф Волоцкий, прп. (2006). Просветитель. М.: ИВМ "Просветитель", 402 с.
10. Капалин, Климент митрополит Боровский (2012). Слово и вера. Книга размышлений митрополита Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. Изд. Белорусского Экзархата, 496 с.
11. архм. Алипий (Кастальский–Бороздин), архм. Исайя (Белов) (2005). Догматическое богословие (Курс лекций). Сергиев Посад: СТСЛ, 288 с.
12. Керн, К. архимандрит (1996). Антропология св.Григория Паламы. М.: Паломникъ, 454 с.
13. Лествичник Иоанн, прп. (2013). Лествица. М.: Сибирская Благозвонница, 576 с.
14. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский (1996). История Русской Церкви. Кн. 4, ч. 1. Изд. Спасо- Преображенского Валаамского монастыря, 590 с.
15. Нечаев, Питирим митрп. (2023). Русьуходящая. Изд. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М, 672 с.
16. Поздеева И. В. (2020) Тысячелетие постижения Священного Писания в России. Российский журнал истории Церкви;1(3):83-109. doi:10.15829/2686-973X-2020-3-41.
17. Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В. Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании. Диалог культур. Культурадиалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: Материалы Первой международнойконференции, Москва, 14-16 апреля 2016 года. Под общей редакцией Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2016, 471-475. EDN XQNBWJ.
18. Святитель Иоанн Златоуст Беседы на Псалмы (2011). М.: Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса, 640 с.
19. Святитель Феофан Затворник Вышенский (2003). Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: "Лепта-Пресс", 800 с.
20. Семянников С. Н., Герасимова, С. А. (2020). Студенческая молодёжь в свете вызовов современного общества: аспекты духовно-нравственной зрелости. Христианское чтение, (1), 43-51.
21. Семянников, С. Н. (иеродьякон Моисей). (2017). Симфония миссионерско-педагогической деятельности с подростками социально-реабилитационных центров. Kant, (4), 106-109.
22. Семянников, С. Н. (иеродьякон Моисей) (2017). Социальный серфинг как показатель деформации нравственных ценностей в воспитании подростков. Дискуссия, (8), 84-90.
23. Семянников, С. Н. (2021). Педагогика преображения: духовно-нравственное воспитание подростков на основе святоотеческой традиции. Kant, (3), 289-295.
24. Сергиев, И. И. (св. праведный Иоанн Кронштадтский) (2005). Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства,душевного исправления и покоя в Боге. М.: Локид, 576 с.
25. Шеховцова, Л. Ф., Зенько, Ю. М. (2012). Элементы православной психологии. М.: Издательство московского подворья СТСЛ, 252 с.
26. Borovskaya E. R., Kozlova, A. G., Semjannikov S. N. (2020). The Potential of the Word for Adolescents’ Spiritual and Moral Development. VI International Forum on TeacherEducation. ARPHA Proceedings, (3), 247-258.
27. Vikulova L. G., Mezhina A. V., Semjannikov S. N. (Hierodeacon Moses) (2019). Teachers’ Moral Development in Master’s Degree Programs on Personality Development through Education. ARPHA Proceedings. Proceedings IFTE. V International Forum on Teacher Education. Part III. Educational Psychology, P. 757-763.
Об авторах
С. Н. СемянниковРоссия
Иеродьякон Моисей (Семянников Сергей Николаевич)
Московская область, с. Теряево
Л. Н. Савиных
Россия
Савиных Любовь Николаевна — методист
Московская область, с. Ярополец
Рецензия
Для цитирования:
Семянников С.Н., Савиных Л.Н. Становление и развитие православной реабилитационной педагогики в отношении социальных сирот в России. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):39-59. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-136
For citation:
Semyannikov S.N., Savinykh L.N. Formation and development of Orthodox rehabilitation pedagogy in relation to social orphans in Russia. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):39-59. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-136