Перейти к:
Содержательный анализ критики Католической церковью итальянского фашизма и германского национал-социализма: по материалам энциклик Пия XI
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-141
Аннотация
В статье анализируются энциклики Папы римского Пия XI, посвящённые критике итальянского фашизма и германского национал-социализма, а также энциклики на общесоциальные темы в той мере, в какой они содержат критику названных идеологий. Это, прежде всего, "Non abbiamo bisogno" и "Mit brennender Sorge", а также "Quadragesimo anno" и "Divini illius Magistri". Анализ содержания этой критики указывает, что в отношении итальянского фашизма она состояла из двух основных блоков. Первым было указание на то, что государство не должно ставить себя выше семьи в том, что касается воспитания детей, объявлять себя источником морали и объектом абсолютного послушания. Второй блок критики затрагивал свободу частных ассоциаций и договоров как альтернативу всепроникающему присутствию государственной власти в жизни отдельного человека. Критика германского национал-социализма состояла из тех же двух блоков, но к ним добавлялся третий, связанный с неприемлемостью расизма.
Ключевые слова
Для цитирования:
Симонов В.В., Розенблюм Е.М. Содержательный анализ критики Католической церковью итальянского фашизма и германского национал-социализма: по материалам энциклик Пия XI. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):25-38. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-141
For citation:
Simonov V.V., Rosenblum E.M. Content analysis of official Roman catholic church criticism towards Italian Fascism and German National Socialism in Pius XI’s encyclics. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):25-38. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-141
Понтификат Пия XI (1922-1939) совпал с периодом развития политических светских идеологий и их закрепления у власти в различных государствах. Архиепископ Акилле Ратти, будущий папа Пий XI, с 1918 г. являлся апостольским визитатором всех территорий, входивших ранее в состав Российской Империи, а с 1919 по 1921 гг. — нунцием в Польше 1. Таким образом, именно он отвечал за проведение политики Святого престола в отношении Советской России на ранних её этапах. Уже став папой, он провозгласил "молитвенный крестовый поход против большевизма" 2.
Однако, при его хорошо известных и объяснимых антикоммунистических взглядах, именно Пию XI пришлось вырабатывать позицию Католической церкви в отношении другой идеологии, непримиримо враждебной коммунизму и поэтому представлявшей для христианских пастырей более изощрённый соблазн — речь идёт об итальянском фашизме. Понтификат Пия XI начался за восемь месяцев до "марша на Рим" и прихода Муссолини к власти в Италии, а закончился за полгода до начала Второй мировой войны. Таким образом, правление фашистов в Италии, а с 1933 г. — также и национал-социалистов в Германии определило условия, в которых Пий XI вынужден был вырабатывать как политико-практическую линию, так и теоретико-богословскую позицию Святого престола.
Среди 31 энциклики, опубликованной Пием XI за 17 лет понтификата, наибольший интерес с точки зрения оценки итальянского фашизма представляют две: "Quadragesimo anno" и "Non abbiamo bisogno". Критике германского нацизма специально посвящена энциклика "Mit brennender Sorge". Именно анализ этих трёх энциклик, а также отчасти предшествующих энциклик, на которые опираются эти три, и лёг в основу настоящей статьи.
Непосредственным богословским контекстом этих энциклик является предшествующее социальное учение Католической церкви.
Первые подходы к формированию целостного христианского социального учения принадлежат бл. Августину и Фоме Аквинскому 3, однако систематическая его разработка, уже в применении к политико-экономическим условиям Нового времени, начинается во второй половине XIX в. и связана, прежде всего, с двумя именами: епископа Майнца Вильгельма фон Кеттелера (1811-1877, епископ с 1850 г.) и папы Льва XIII (1810-1903, папа с 1878 г.).
Вильгельм барон фон Кеттелер, получивший за свои усилия облегчить положение рабочих прозвище "епископ рабочих", был одним из самых ярких представителей немецкого католичества эпохи "культуркампфа". Он был убежденным противником как революционных течений, так и государственного абсолютизма. Отстаивая свободу индивидуума и общественных объединений от посягательств государственной власти, он разошелся с представителями либерализма из-за того, что они именно в государстве видели источник любых прав 4.
Идеи фон Кеттелера легли в основу социального учения папы Льва XIII, который сам признавал майнцского епископа своим "великим предшественником" 5.
Учение Льва XIII о должном устройстве общества, о пределах государственной и церковной юрисдикции, о значении семьи и частной собственности предложено в ряде энциклик, обнародованных на протяжении всего его долгого понтификата. Самой значительной из них, оказавшей наибольшее влияние на последующее социальное учение Католической церкви, стала энциклика "Rerum novarum", опубликованная в 1891 г. и посвящённая поискам такого ответа на так называемый "рабочий вопрос", который избегал бы крайностей как социализма, так и ничем не ограниченного капитализма 6.
Согласно Льву XIII, ни радикальный индивидуализм с его законами рынка 7, ни социализм с полным обобществлением частной собственности 8 не справедливы и не человечны. Частная собственность, в том числе на землю или другое являющееся источником дохода имущество, вписана в природу человека, только она дает основания для труда, для умножения общего блага 9. Возможность передать собственность по наследству является необходимым условием для исполнения отцом обязанности обеспечивать материальные нужды своих детей 10, а без неё теряется стимул к развитию и труду 11.
Но, с другой стороны, труд является социально значимым, и поэтому светская власть имеет право и обязанность регулировать вопросы труда с точки зрения защиты общего блага и не допускать ситуации, когда горстка богатых, пользуясь тем, что у большинства людей, пребывающих в нищете, нет другого выбора, кроме как между злом и бóльшим злом, навязывает им нищенские зарплаты и невыносимые условия труда 12. Тем не менее, общий посыл энциклики — отрицание классовой борьбы 13, перевод ее в русло профсоюзного движения 14 и призыв к классовому сотрудничеству 15.
В энциклике "Rerum novarum" содержится очень важный для последующего развития социального учения, в том числе с точки зрения отношения к фашизму и нацизму, раздел, формирующий отношение Церкви к семье, как базовой социальной ячейке (в определенной степени несущий следы традиции римского права): "Семья не менее, чем государство, представляет собою, как мы сказали, истинное общество, управляемое собственною, а именно отцовскою, властью. Поэтому она <…> имеет по меньшей мере равные с гражданским обществом права. <…> Семейный союз, по самому своему понятию, как и по историческому происхождению, первоначальнее союза гражданского, почему и права, с ним связанные, и обязанности, им налагаемые, древнее и соприроднее человеку, нежели права и обязанности гражданские. <…> Поэтому та мысль, будто гражданское правительство должно по своему усмотрению ведать семейные дела и вмешиваться в домашнюю жизнь, есть великое и опасное заблуждение. <…> Отеческая власть не может быть ни отменена, ни поглощена государством, ибо она проистекает из того же источника, как и сама человеческая жизнь. <…> Следовательно, социалисты, отстраняя родителей и возлагая дело воспитания на государство, идут против естественной справедливости и разлагают семейную жизнь" 16.
Таким образом, Лев XIII провозгласил в 1891 г. принцип первичности семьи по отношению к государству в вопросах воспитания детей, ответственности за них, прав и обязанностей по их содержанию и развитию. И хотя, осуждая вмешательство государства в семейную жизнь и воспитание детей, он осуждал социалистов, но позднее, уже в XX в., этот вопрос стал ключевым для оценки Пием XI фашистской и нацистской идеологий.
К моменту прихода Муссолини к власти отношения между Италией и Святым престолом находились в затяжном кризисе. После объединения Италии в 1870 г. Папское государство было захвачено, Рим был объявлен столицей единой Италии, папы оказались в статусе "пленников ватиканского дворца". Они были лишены светской власти, суверенитета и, как считали сами, возможностей для полноценного осуществления своей миссии 17. После 1870 г. в политике Итальянского королевства значимую роль приобрели масонские ложи; большое распространение, в том числе в школах, имели антиклерикальные взгляды 18.
Таким образом, к моменту прихода фашистов к власти отношения между Католической церковью и итальянским государством представляли застарелую проблему. Муссолини как прагматичный политик понимал, что её решение принесёт ему политические очки. При этом, в отличие от предшествующих премьер-министров, зависевших от нестабильных парламентских коалиций 19, он имел возможность заставить парламент принять любые решения 20.
11 февраля 1929 г. после нескольких лет переговоров Италия подписала со Святым престолом Латеранские соглашения 21, состоявшие из Трактата, которым устанавливались международные отношения между Италией и Святым престолом как двумя суверенными государствами (приложением к Трактату является финансовая конвенция), и Конкордата, который регулировал положение Церкви в Италии.
Италия признала государственный суверенитет Ватикана 22 в его фактических границах на дату подписания документов и экстерриториальный статус ряда церквей, выплатила компенсацию за остальное отобранное при аннексии Папского государства имущество 23 и признала за Святым престолом право держать на территории Ватикана свою радиостанцию, почту и железнодорожный вокзал 24, право поддерживать дипломатические отношения 25, т.е. все связанные с суверенитетом права, необходимые для осуществления папского служения. Впоследствии, во время Второй мировой войны, когда Рим был оккупирован Германией, этот международно-признанный статус Ватикана сыграл важную роль.
Непосредственный исторический контекст публикации Пием XI энциклик "Quadragesimo anno" и "Non abbiamo bisogno" связан с ещё одной важной статьёй Латеранских соглашений, а именно — со статьей 43 конкордата, которая гарантировала сохранение в Италии организаций "Католического действия" при условии неполитического характера их деятельности 26.
Сеть мирянских организаций "Католического действия" была любимым детищем Пия XI. Её целью было распространять христианский дух и христианскую мораль в различных сферах жизни общества. Разумеется, само существование массовых организаций, подконтрольных независимому от государства центру, означало невозможность окончательного построения в Италии тоталитарного государства. Неизбежное столкновение произошло весной 1931 г. и достигло своего пика в июне: итальянское правительство попыталось закрыть "Католическое действие", обвинив его в политическом характере организации, а Церковь выступила в его защиту, обвинив Италию в нарушении конкордата. В сентябре 1931 г. фашистское правительство было вынуждено отступить. Достигнутое между правительством и Святым престолом компромиссное соглашение, хотя и наложило на "Католическое действие" дополнительные ограничения, обеспечило законность самого существования этой сети организаций 27.
Две энциклики Пия XI появились на самом пике противостояния. Энциклика "Quadragesimo anno", посвященная 40-летию энциклики Льва XIII "Rerum novarum", была опубликована 15 мая 1931 г., а энциклика "Non abbiamo bisogno", написанная не на латыни, а на итальянском, — 29 июня.
"Quadragesimo anno" по форме является повторением и развитием мыслей Льва XIII о справедливом общественном устройстве, которое было бы основано на частной собственности и элиминировании классовой борьбы на основе романтической идеи классового сотрудничества работников и работодателей, с учетом социально-экономического развития за истекшие сорок лет. Таким образом, критика фашизма в этой энциклике присутствует лишь отчасти и в завуалированном виде, в общем антитоталитаристском контексте, связанном, помимо прочего, с критикой и осуждением идей социализма и практики "коммунизма" 28.
К выпадам против фашизма в "Quadragesimo anno" можно отнести, во-первых, утверждения, что договор найма между рабочим и капиталистом законен сам по себе, а договор синдиката между различными лицами, занятыми в той или иной отрасли экономики, может его дополнять, но не быть единственным возможным видом договора 29. Во-вторых, сожаление о сложившейся ситуации, когда есть отдельный человек и государство, но не осталось богатого социального слоя различных по размеру и задачам частных ассоциаций, вкупе с утверждением, что каждая проблема должна решаться на минимально возможном уровне; перекладывать же на сообщество то, что может решаться отдельным человеком, или на большую ассоциацию то, что может решаться ассоциацией малой, — это не только несправедливо, но и опасно для самого государства, поскольку приводит его к расточению сил 30. И, наконец, в-третьих, защиту свободы основывать новые ассоциации и добровольности вступления или не вступления в них 31.
В Италии, где единственной легальной формой профессиональных объединений были фашистские корпорации, управлявшиеся партийными и государственными чиновниками и имевшие право вмешиваться в сферу частной инициативы 32, эти утверждения, разумеется, выглядели вполне недвусмысленно.
Вышедшая полтора месяца спустя энциклика "Non abbiamo bisogno", однако, являлась уже прямым и явным выпадом против фашизма. Значительная часть её текста посвящена описанию и осуждению действий итальянского государства против ассоциаций "Католического действия", а также клеветнической антицерковной кампании в итальянских газетах. Но одновременно с этим энциклика содержит также осуждение ряда социально-политических и нравственных принципов, реализованных в фашистской Италии. Хотя сам Пий XI и говорит, что у него нет цели осудить фашизм как таковой, а лишь отдельные аспекты его программы и практики, противоречащие католической вере, и даже подает это как пастырскую заботу о католиках, являющихся членами фашистской партии 33, но анализ этих "отдельных аспектов" показывает, что главное противоречие лежит именно в тоталитарном характере фашистской идеологии.
Пий XI высказывается против существующей практики принесения членами фашистских организаций, в том числе детьми, клятвы безусловного повиновения властям, поскольку эти власти могут отдать приказ, противоречащий заповедям Христовым 34. Папа говорит, что лучше всего было бы отменить саму практику принесения подобных клятв, поскольку клятва — акт религиозный, а потому неуместный при вступлении в политическую партию 35. Однако, поскольку для многих итальянцев принадлежность к фашистским организациям необходима для сохранения возможности заработать на пропитание или даже для сохранения самой жизни, Пий XI согласен разрешить принесение такой присяги, но только при условии, что католики будут, обещая повиновение, делать мысленную оговорку: "но только соблюдая законы Бога и Церкви" и при необходимости будут решительно готовы повторить ее вслух 36.
Пий XI прямо указывает, что суть конфликта между Церковью и фашизмом "не политическая, а моральная и религиозная" 37. Он заявляет, что все обвинения против "Католического действия" — лишь предлог, а подлинная цель фашистов состоит в том, чтобы оторвать от Церкви всю молодежь без исключения 38.
Папа обвиняет итальянское правительство в попытке монополизировать воспитание детей с самых малых лет и вплоть до достижения ими взрослости, проводить его в интересах фашистской партии и режима, насаждая при этом "подлинно языческий культ государства — "государствопоклонничество". Такие устремления, такие попытки государства "присвоить" себе подрастающее поколение, как несколько раз на протяжении энциклики заявляет Пий XI, противоречат естественным правам семьи и вышеестественным правам Церкви 39. При этом он признаёт, что определенные права на воспитание детей принадлежат не только семье и Церкви, но и государству. Говоря о соотношении и взаимном ограничении этих прав, папа делает прямую отсылку к своей более ранней энциклике "Divini illius Magistri" 40.
Эта энциклика, посвященная проблеме христианского воспитания, была опубликована 31 декабря 1929 г. И по форме, и по содержанию она обращена не только к итальянцам, а к католикам всех стран мира, рассматривая характерные для 1920-х гг. педагогические и общественные концепции. Однако в ней также есть ряд утверждений, противоречащих практике итальянского фашизма. Упомянув её в тексте антифашистской энциклики "Non abbiamo bisogno", Пий XI прямо включил эти утверждения в антифашистский контекст.
В начале энциклики "Divini illius Magistri" Пий XI говорит, что человек рождается принадлежащим к трём сообществам: семье, государству и Церкви (последней — с момента крещения). У каждого из этих сообществ есть своё предназначение: у семьи — рождение и воспитание потомства; у государства — обеспечение земного благополучия общества; у Церкви — спасение человека. Каждое из этих сообществ имеет преимущество в исполнении своего предназначения, хотя они и тесно связаны друг с другом.
Таким образом, хотя семья, в отличие от государства и Церкви, не является самодостаточным сообществом, поскольку не обладает всем необходимым для осуществления своей миссии, но все же именно она имеет преимущественное право на воспитание детей 41. Именно семье, пишет Пий XI, принадлежит право и обязанность дать детям нравственное, религиозное, физическое и гражданское воспитание. Церковь уважает это право и потому, хотя напоминает всем католикам о необходимос-
ти крестить и воспитывать детей в вере, но в то же время не крестит детей неверующих родителей и не навязывает им, против воли последних, христианское воспитание, ожидая, пока они сами войдут в разумный возраст и свободно примут католическую веру.
В то же время, пишет папа, многие государства, особенно в последнее время, нарушают это право семей, на защиту которого встает Церковь 42. Хотя государство имеет право требовать определённого направления образования в той мере, в которой это необходимо для общественного блага, всё же оно поступает несправедливо, когда навязывает семьям при помощи физического или морального принуждения монополию государственных школ 43. Школа по своей природе является институтом, замещающим семью и (в том, что касается религиозного воспитания крещёных детей) Церковь, действует от их имени и поэтому должна не противопоставлять себя семье, а конструктивно взаимодействовать с ней 44.
Тот же самый вопрос — вопрос сохранения конфессиональных школ, в которых детям из католических семей даётся воспитание в соответствии с верой их родителей — открывает спустя почти шесть лет энциклику "Mit brennender Sorge" 45.
Эта энциклика, посвященная положению "Церкви в Германском Рейхе" и опубликованная 14 марта 1937 г., содержит решительную критику как теоретических положений национал-социализма, так и проводившейся в нацистской Германии на практике политики. Первую черновую версию документа писали архиепископ Мюнхена Михаэль кардинал фон Фаульхабер и епископ Берлина Конрад фон Прайсинг, известные своей антинацистской позицией, затем текст редактировал государственный секретарь Ватикана кардинал Пачелли (будущий папа Пий XII), а уже потом — сам Пий XI. Текст энциклики был тайно переправлен в Германию, размножен, доставлен во все католические храмы страны и зачитан со всех амвонов в Вербное воскресенье 46.
В отличие от итальянского фашизма, который стремился перехватить и переделать под свои нужды религиозное воспитание детей, провозглашая лозунг: "Италия католическая, но антиклерикальная" 47, — немецкий нацизм действовал с намного более открытой враждебностью к христианству.
Поэтому, начав с выступления в защиту права немецких католиков дать своим детям католическое образование, Пий XI переходит к длинному перечню присущих нацизму идей, которые он осуждает как несовместимые с христианством. Он указывает на неприемлемость пантеистического низведения Бога до уровня этого мира или замены Его безличным роком 48. Папа вновь, как и в энциклике "Non abbiamo bisogno", указывает на недопустимость обожествления государства, но в этот раз добавляет к незаконно обожествляемым понятиям также расу, народ и власть 49. Он напоминает, что Божьи заповеди распространяются на всё человечество, а не лишь на отдельные расы, сохраняют актуальность во все времена и обязывают как простых людей, так и правителей. Пий XI осуждает попытку замкнуть Бога, Творца вселенной, в пределах одной расы или народа, сделав Его "национальным Богом" 50.
Папа подтверждает, что Ветхий Завет является частью Откровения, и осуждает хулу на него вообще и попытки исключить его из школы и из церковной жизни в частности 51. Он напоминает, что Божье Откровение достигло полноты во Христе, а потому невозможно заменить его другим откровением, взятым из мифа крови и расы 52.
Пий XI говорит, что все известные из истории попытки создания "национальных церквей" привели лишь к появлению бесплодных, ограниченных государственной границей и подчиненных светской власти общин, и предупреждает, что "германскую церковь" в случае отрыва от Церкви Вселенской ждет та же участь 53.
Папа осуждает использование христианских понятий в совершенно ином значении ("откровение" — новая идея; "вера" — уверенность в будущем благополучии немецкого народа; "бессмертие" — продолжение жизни отдельного немца в жизни расы; "благодать" — положительные качества, присущие немцам от природы, и т.д.) и призывает немецких католиков противостоять этой подмене смыслов 54.
Пий XI осуждает попытки опираться в общественной и политической жизни, а также в системе образования на изменяемые человеческие мнения вместо неизменного учения Церкви, основанного на Писании и Предании. Он указывает, что это приведет к моральной деградации и разрушению общества 55. Папа утверждает, что закон, противоречащий Божьим заповедям, безнравствен и несправедлив, а потому не может ни обязывать отдельного человека, ни принести пользу всему обществу 56.
Завершается энциклика "Mit brennender Sorge" тем же, чем и начинается: напоминанием, что воспитывать детей в своей вере и в согласии с ее предписаниями — это абсолютное право родителей и что государство не вправе препятствовать такому воспитанию 57. Папа заявляет, что создание государством общенациональной молодежной организации, членство в которой является обязательным, нарушает права других объединений. Но раз такая организация создана, то, по крайней мере, молодые люди и их родители имеют полное право требовать, чтобы в её деятельности не было ничего, что противоречит христианской вере 58. При этом Пий XI напоминает немецким родителям-католикам, что воспитание детей в вере является не только их правом, но также и обязанностью, от которой никто не может их освободить, а потому они должны делать для этого всё, что в их силах, даже в самых неблагоприятных условиях 59.
Здесь стоит заметить, что эта позиция по вопросу о роли семьи, высказанная Пием XI, характерна для Католической церкви не только, как мы видели выше, со времён Льва XIII. Уже после Второй мировой войны её озвучивал в своих выступлениях, адаптировав к особенностям послевоенной Европы, папа Пий XII 60. Это даёт основания утверждать, что конфликт по вопросу о правах и автономии семьи между Католической церковью и тоталитарными идеологиями носил принципиальный характер.
Таким образом, анализ содержательной критики итальянского фашизма и германского национал-социализма в энцикликах Пия XI показывает, что основной претензией Католической церкви в адрес этих двух идеологий было их желание установить государственную монополию на воспитание детей вопреки воле родителей. При этом государство представало не только в роли преимущественного воспитателя, устанавливающего для семей содержание даваемого детям образования и используемые при этом методы, но и в качестве источника нравственных норм, послушание которому является главной обязанностью гражданина. Такое позиционирование государства Пий XI сравнивал с языческим культом и называл "государствопоклонничеством".
Вторым пунктом критики, связанным с первым, являлся вопрос о свободе частных ассоциаций и договоров: именно в создании многочисленных добровольных сообществ, посвящённых религиозным, образовательным, культурным или экономическим целям, Пий XI видел альтернативу всепроникающему присутствию государственной власти, которое он считал опасным как для отдельных людей, так и для самого государства.
К этим двум основным блокам возражений против идеологии итальянского фашизма в критике германского нацизма добавлялся также третий блок, связанный с неприемлемостью расизма, исходя из постулатов которого нацисты отказывались от вселенского характера христианской веры и библейского откровения и пытались заменить христианство, якобы являющееся выражением семитского расового духа, на специфическую "германскую религию".
1 Токарева, Е. (2007). Пий XI. Католическая Энциклопедия. Гл. ред. В. Л. Задворный. Т. 3. М., Ст. 1513.
2 Там же. Ст. 1518; см. так же: Беглов, А. Л. (2018). "Крестовый поход молитв" 1930 г. и реакция на него в СССР. Электронный научно-образовательный журнал "История", 9(4), doi: 10.18254/S0002219-9-1. [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1 (дата обращения: 19.05.2018).
3 Майка, Ю. (1994). Социальное учение Католической Церкви. Пер. с пол. А. В. Гура. Рим, Люблин, 103, 129-160.
4 Iserloh, E. (1977). Ketteler, in Neue deutsche Biographie. Berlin: Duncker&Humblot, 11, 556-558.. См. также: Введение в историю Церкви. (2015). Ч. 2: Обзор историографии по общей истории Церкви. Под ред. В. В. Симонова. СПб., 309-314.
5 Iserloh, E. (1990). Einleitung, in Iserloh, E. (Ed.). Wilhelm Emmanuel von Ketteler, 1811-1877. Schöningh, Paderborn, Germany, 11.
6 См. также: Симонов, В. В. (2005). Церковь — общество — хозяйство. М., 318-320, 332-333; Введение в историю Церкви. Ч. 2. С. 316-317; Общая история Церкви. (2017). В 2 т. (4 кн.). Т. II, кн. 1: Организационные вызовы Церкви: XVI — начало XXI века. М., 458-467.
7 Rerum Novarum, 42.
8 Ibid, 4.
9 Ibid, 8-9.
10 Ibid, 13.
11 Ibid, 15.
12 Ibid, 45.
13 "В отношении рассматриваемого нами предмета многие впадают в великое заблуждение, полагая, что один класс общества естественно враждебен другому, что богатые и бедные предназначены природою жить в постоянной войне друг с другом. Так неразумен и ложен этот взгляд, что истина ему прямо противоположна. Как симметрия человеческого тела является результатом расположения членов тела, так в государстве установлено природою, чтобы эти два класса существовали в полном согласии, и чтобы были, так сказать, приспособлены один к другому и поддерживали равновесие общественного целого. Каждый из них нуждается в другом; капитал не может обходиться без труда, и труд не может обойтись без капитала. Взаимное согласие рождает красоту во всём и порядок; а непрерывная борьба неизбежно разрешается смутой, расстройством и одичанием. <…> ничто не может оказать более могущественное действие, чем религия — которой Церковь есть истолковательница и хранительница — в деле примирения богатых и бедных путём напоминания каждому классу его обязанностей в отношении другого, особенно обязанностей, налагаемых справедливостью" (Rerum novarum. 19). Пер. по изд.: Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII о положении трудящихся. Рим, 1942, 12-13.
14 См., особ.: Rerum novarum, 49, 61.
15 "Так, религия учит сельских и городских рабочих честью и дружески выполнять все добровольно принятые на себя справедливые обязательства, никогда не вредить имуществу хозяина и не причинять обид его личности; никогда не прибегать к насилию для защиты своего дела и не заводить возмущений и беспорядков; не иметь никаких сношений с неблагонадёжными людьми, которые влияют на народ коварными обещаниями и возбуждают бессмысленные надежды, обыкновенно приводящие к разорению и раскаянию, слишком позднему. Религия учит богатых людей и хозяев, что их рабочие не суть их рабы, что они должны уважать в каждом человеке его достоинство, как человека и христианина; что труд, если внимать голосу здравого смысла христианской философии, не есть что-либо позорное, а есть почтенное занятие, дающее человеку возможность честно и прилично поддерживать свою жизнь; и что позорно и бесчеловечно обращаться с людьми, как с собственностью, при помощи которой можно наживать деньги, или смотреть на них просто, как на известное количество мускулов или физической силы. Затем, в своей заботе о душевных потребностях рабочего и его духовной и умственной пище христианство учит, что хозяин должен следить за тем, чтобы его рабочие имели время для отправления своих обязанностей благочестия; чтобы они не подвергались тлетворным влияниям и соблазнам, чтобы они не доходили до пренебрежения своими домами или семьями и не тратили безрассудно своей заработной платы. Затем, хозяин никогда не должен слишком обременять своих рабочих и употреблять их на работы, не свойственные их полу или возрасту. Его великою и основною обязанностью является давать каждому столько, сколько следует по справедливости. Без сомнения, многое должно быть принято во внимание при решении вопроса о том, какая заработная плата должна быть признана справедливой; но одного не должны забывать богатые люди и хозяева, что притеснять неимущего и нуждающегося, ради собственной выгоды, и пользоваться нуждою другого осуждается всеми законами — человеческими и божескими. Лишать кого-либо справедливой заработанной платы есть преступление, вопиющее к отмщающему гневу неба. <…> Наконец, богатые должны строжайше воздерживаться от урезывания заработка рабочего силою, обманом или хищническими деяниями, тем более что бедный человек слаб и беззащитен, и его малые средства заслуживают бережного внимания и уважения именно в силу их скудости. Если бы только этим наставлениям все заботливо последовали, то разве не кончилась бы, не прекратилась бы борьба?" (Rerum novarum, 20; Пер. по изд.: Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII…, 13-14).
16 Ibid, 13-14. Пер. по изд.: Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII…, 8-10.
17 Токарева, Е. С. (1999). Фашизм, Церковь и католическое движение в Италии 1922-1943 гг. М., 30-41.
18 Dalin, D. (2005). The Myth of Hitler’s Pope: How Pope Pius XII rescued Jews from Nazis. Washington, 46; Marchione, M. (2003). Man of Peace: Pope Pius XII. N.Y., 5-6.
19 Токарева, Е. С. (1999). Фашизм, Церковь и католическое движение в Италии 1922-1943 гг. М., 38-39.
20 Rhodes, A. (1974). The Vatican in the Age of the Dictators 1922-1945. N.Y., 41.
21 Текст соглашений: Acta Apostolicae Sedis: Commentarium officiale. Annus XXI (Vol. XXI). 7. Iunii 1929, 209-295.
22 Ibid. Trattato. Art. 2.
23 Ibid. Convenzione finanziaria.
24 Ibid. Trattato. Art. 6.
25 Ibid. Trattato. Art. 12.
26 Ibid. Concordato. Art. 43.
27 Подробнее об этих событиях: Лопухов, Б. Р. (1977). История фашистского режима в Италии. М., 172-173; Токарева, Е. С. (1999). Указ. соч., 176-185; Белоусов, Л. С. (2000). Режим Муссолини и массы. М., 272-273.
28 Отметим общую особенность антикоммунистической литературы ХХ в.: кто бы ни обращался к этой теме, практически все (вплоть до М. Тэтчер и Иоанна Павла II, для которых антикоммунизм приобретает поистине экзистенциальный характер), по неизвестным нам причинам, воспринимали коммунизм не как некоторую социальную идею будущего с неизвестными перспективами реализации, а как свершившийся (в рамках СССР и стран СЭВ) политический и социально-экономический факт, не давши себе труда хотя бы обратиться к партийным источникам, с 20-х гг. подчеркивавших различия между коммунизмом, как общественной целью, и социализмом, как реализуемой социально-экономической моделью, и неизменно вращавшихся исключительно в рамках собственных идей, созданных собственными представлениями (в основном почерпнутыми из ранних социалистов-утопистов) о критикуемом явлении.
29 Quadragesimo anno, 64-65.
30 Ibid, 78-80.
31 Ibid, 86-87.
32 Белоусов, Л. С. (1993). Муссолини: диктатура и демагогия. М., 130.
33 Non abbiamo bisogno, 62.
34 Ibid, 56.
35 Ibid, 60.
36 Ibid, 59.
37 Ibid, 29.
38 Ibid, 36.
39 Ibid, 44-45, 52, 72.
40 Ibid, 45.
41 Divini illud Magistri, 11-14.
42 Ibid, 30-39.
43 Ibid, 48-49.
44 Ibid, 77.
45 Mit brennender Sorge, 5.
46 Riebling, M. (2015). Church of Spies. The Pope’s Secret War against Hitler. N-Y, 59; Rychlak, R.J. (2000). Hitler, the War and the Pope. Huntington, 93.
47 Non abbiamo bisogno, 64.
48 Mit brennender Sorge, 7.
49 Ibid, 8.
50 Ibid, 10-11.
51 Ibid, 15-16.
52 Ibid, 17.
53 Ibid, 22.
54 Ibid, 23-28.
55 Ibid, 29.
56 Ibid, 30.
57 Ibid, 31.
58 Ibid, 33.
59 Ibid, 39.
60 Жданова, Е. С. Реформаторская деятельность Пия XII и трансформация церковно-политической позиции Ватикана (1939-1958 годы). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 2022, 149-160.
Список литературы
1. Беглов, А. Л. (2018). "Крестовый поход молитв" 1930 г. и реакция на него в СССР. Электронный научно-образовательный журнал"История", 9(4). [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1 (дата обращения: 19.05.2018). doi: 10.18254/S0002219-9-1.
2. Белоусов, Л. С. (1993). Муссолини: диктатураи демагогия. Машиностроение, М., 368. ISBN: 5-217-02675-8.
3. Белоусов, Л. С. (2000). Режим Муссолини и массы. Издательство Московского университета, М., 368. ISBN: 5-211-04206-9.
4. Лопухов, Б. Р. (1977). История фашистского режима в Италии. Наука, М., 296.
5. Майка, Ю. (1994). Социальное учение Католической Церкви. Пер.: Гура, А. В. Издательство Святого Креста, Рим, Люблин., 480. ISBN: 83-7014-014-1.
6. Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII о положении трудящихся (1942). Рим., 115.
7. Симонов, В. В. (2005). Церковь — общество — хозяйство. Наука, М., 701. ISBN: 5-02-033835-4.
8. Симонов, В. В. (ред.) (2015). Введение в историю Церкви.Ч. 2: Обзор историографии по общей истории Церкви. СПб., 728. ISBN: 978-5-9906782-1-7.
9. Симонов, В. В. (ред.) (2017). Общая история Церкви.В 2 т. (4 кн.). Т. II, кн. 1: Организационные вызовы Церкви: XVI — начало XXI века. Наука, М., 538. ISBN: 978-5-02-039220-5.
10. Токарева, Е. С. (1999). Фашизм, Церковь и католическое движение в Италии 1922-1943 гг. ИВИ РАН, М., 366. ISBN: 5-201-00523-3.
11. Токарева, Е. (2007). Пий XI, в Задворный, В. Л., ред. Католическая Энциклопедия. М.: Издательство францисканцев, 3, 1513-1518.
12. Dalin, D. (2005). The Myth ofHitler’s Pope:How Pope Pius XII rescued Jews from Nazis. Regnery Publishing, Washington, DC, USA, 209. ISBN: 0-89526-034-4.
13. Iserloh, E. (1977). Ketteler, in Neue deutsche Biographie. Berlin: Duncker&Humblot, 11, 556-558.
14. Iserloh, E. (1990). Einleitung, in Iserloh, E. (Ed.). Wilhelm Emmanuel von Ketteler, 1811-1877. Schöningh, Paderborn, Germany, 161. ISBN: 978-350670-864-9.
15. Marchione, M. (2003). Man ofPeace:Pope Pius XII. Paulist Press, N.Y., USA, 84. ISBN: 0-8091-4245-7.
16. Rhodes, A. (1974). The Vaticanin the Age ofthe Dictators 1922-1945. Holt, Rinehart and Winston, New York, USA, 383. ISBN: 0-03-007736-2.
17. Riebling, M. (2015). Church ofSpies. The Pope’s Secret War against Hitler. Basic Books, New York, USA, 392. ISBN: 978-0-465-02229-8.
18. Rychlak, R. J. (2000). Hitler, the War and the Pope. Genesis Press, Columbus (MS), USA, 470. ISBN: 1-58571-006-7.
Об авторах
В. В. СимоновРоссия
Архимандрит Филипп (Симонов Вениамин Владимирович) — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета
Москва
Е. М. Розенблюм
Россия
Розенблюм Евгений Михайлович — соискатель, кафедра истории Церкви исторического факультета
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Симонов В.В., Розенблюм Е.М. Содержательный анализ критики Католической церковью итальянского фашизма и германского национал-социализма: по материалам энциклик Пия XI. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):25-38. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-141
For citation:
Simonov V.V., Rosenblum E.M. Content analysis of official Roman catholic church criticism towards Italian Fascism and German National Socialism in Pius XI’s encyclics. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):25-38. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-141