Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск

Старообрядческий наставник Митрофан Козлов: дезертир ради спасения души

https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-148

EDN: TKMNCH

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена истории участия старообрядцев в Великой Отечественной войне и освящает малоизученный вопрос — дезертирство по религиозным мотивам. Статья написана на материалах полевых исследований, проведенных участниками экспедиции Архива РАН и Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова среди старообрядцев-беспоповцев в поселке Килинск. Источниковой базой послужили аудиозаписи интервью, собранных в ходе полевых исследований в 2003-2015 гг., фокусирующихся на изучении повседневной религиозности. В статье анализируется случай Митрофана Кондратьевича Козлова — строгого наставника общины старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия из Кемеровской области. Всю свою жизнь и жизнь своей семьи Митрофан Кондратьевич выстраивал в соответствии с собственным пониманием христианских правил и строгих запретов.

Для цитирования:


Литвина Н.В. Старообрядческий наставник Митрофан Козлов: дезертир ради спасения души. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(4):42-54. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-148. EDN: TKMNCH

For citation:


Litvina N.V. Old Believer mentor Mitrofan Kozlov: a deserter for the salvation of the soul. Russian Journal of Church History. 2023;4(4):42-54. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-148. EDN: TKMNCH

Господь не требует никого через силу.
Как сказано: создал Господь на землю человека
трудиться от поту лица. И всё, а больше не спрашивал.

М. К. Козлов

В историографии участия старообрядцев в Великой Отечественной войне фактически не встречается исследований, касающихся дезертирства по религиозным соображениям. Наиболее ярко и подробно описана патриотическая позиция духовенства Белокриницкой иерархии во главе с архиепископом Московским и всея Руси Иринархом (Парфеновым) [Чибисов 2011, Чистяков 20151], который призывал в своем послании от 6 июля 1941 г.: "Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за други своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину! [Во время оно 2006:24]. Известно значительное число примеров доблести старообрядцев-фронтовиков [см. например: Гордеева 2014, Малафеева 2014, Сосин 2018]. В исследованиях взаимодействия советского населения с захватчиками на оккупированных территориях встречаются документальные свидетельства коллаборационизма среди старообрядцев [Ермолов 2010]. Однако именно аргументированный религиозным запретом отказ части молодых старообрядцев часовенного согласия воевать, несмотря на риск и угрозу сурового наказания, помогает исследователям анализировать неоднородность интерпретации догматических принципов и разнообразие принимаемых в критических ситуациях решений.

В настоящее время многие исследователи актуализируют анализ полевых материалов, записанных в современных старообрядческих общинах, применяя методы устной истории, категории "память" [Душакова 2022], изучая религиозные практики "методом регулярного посещения" [Rygovskiy 2023].

Полевые исследования, проведенные в начале 2000-х гг. позволили нам записать свидетельства призывников-старообрядцев периода Великой Отечественной войны, их личное отношение к войне, причины и последствия их собственного выбора, а также отношение к этому выбору соседей-одноверцев. Основным источником стал корпус аудиозаписей 2003–2010 гг., к которым применимы в первую очередь подходы "живой религии" [Hall 1997, McGuire 2008], позволяющие сфокусировать внимание на реализации религиозных убеждений конкретного человека в его повседневной жизни, на изучении сложности религиозного опыта для понимания внутренней логики живой веры.

Современные старообрядцы, согласие которых в науке принято именовать "часовенным", проживают не только в России (преимущественно на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также на Кубани), но и более чем в 10 зарубежных странах. Многие общины часовенных, например, живущих по Енисею и его притокам, отличает система правил и запретов, строгость в обособлении от внешнего мира [Покровский 2000]. Уральские исследователи главным отличием староверов от сторонников официального православия считают не обрядовые тонкости и нюансы богослужения, а в том, что староверы до начала ХХ в. "осознавали себя членами старообрядческого общества — особого мира, со своей иерархией, законами и этическими нормами" [Белобородов, Боровик 2017:111]. Это понимание в значительной степени до настоящего времени сохранили общины старообрядцев часовенного согласия.

Окончательное решение о переходе к беспоповской практике и отказе от приема беглых "никонианских" попов часовенными старообрядцами было принято в 1840 г. на Тюменском соборе "на то дело избираем правителей-настоятелей, коим дозволено собором сим исполнять требы и нужды мирян; якоже и предки наши имели у нас настоятелей, но подчинялись оныя священникам правленым. Но ныне их вконец отрицаем"2. Исправление треб перешло к наставникам, избираемым общиной [подробнее об институте наставничества см.: Клюкина-Боровик 2016, Кузнецова, Ружинская 2016].

В общинах существует разделение на "братию" (соблюдающих установленный ряд запретов, в числе которых бытовые — например, правильные прическа, одежда, соблюдение индивидуальной посуды; пищевые — запрет на употребление магазинной, переработанной продукции, такой как сладости, консервы, потрошеной рыбы и пр.) и тех, кто с миром. Внутри братии также существует иерархия в зависимости от соблюдения запретов, например "сахарные" — те, кто не отказался от употребления "магазинского" сахара в пользу меда (не стал "медовым") на молении "не допускаются к книге", т.е. им не разрешено читать, проходить вперед к красному углу. Наиболее строгие старообрядцы отказываются от электричества, от паспорта и иных официальных документов.

В зависимости от внутренних споров существуют различные региональные самоназвания общин, например, "заводские" и "сельские" на Урале, "однокрестники" и "двукрестники" в Северной Америке и др. Для всех российских общин с начала ХХ в. и до настоящего времени актуально разделение на "чувственных" (большинство) и "духовных" в зависимости от принципов понимания и толкования антихриста. "Чувственники" буквально воспринимают пророчества о конце времен, пришествия антихриста ожидают в виде конкретного человека. Для "духовных" антихристом становится каждый неверующий, "кто против Христа идёт"3, пророчества также принято толковать символически — к примеру, обличать антихриста придут не сами Илия и Енох, а "ихно пророчество, ихны книги, ихны бытия"4.

Компактно и обособленно проживающие общины старообрядцев-часовенных стараются ограничить контакты с посторонними, "чужими", с государством взаимодействуют по мере необходимости. Это связано с представлением о том, что уход из "мира", ставшего после реформ патриарха Никона "прибежищем антихриста", дает надежду на "спасение души" [Поздеева 1982:42].

Важнейшим жизненным принципом старообрядцев является труд, понимаемый как христианская добродетель [подробнее см: Керов 2016]. Взрослый старообрядец должен трудиться и зарабатывать, не лениться, не жалеть себя. Хозяйственной жизни современных старообрядцев-часовенных все чаще сопутствует самая разнообразная техника, хотя соборные нормативы еще в конце ХХ в. устанавливали "неприятие любых новых предметов, отсутствовавших в дониконовской Руси, особенно современной техники" [Покровский, Зольникова 2002:92].

Полевые исследования в старообрядческих общинах часовенных "духовных", проживающих в поселках Килинск и Якунинск проводились нами в 2002–2015 гг. Поселки условно разделены рекой Большой Корон и, по сути, представляют собой единое поселение с государственной школой посередине. Первые несколько лет наша работа складывалась трудно, большинство старообрядцев относились к нам с недоверием и недоброжелательностью. Со временем многие привыкли, с несколькими семьями мы по сей день поддерживаем дружеские отношения. Все беседы, материалы которых легли в основу статьи, записывались открыто, мы предупреждали собеседников о цели и способах использования записей, запреты на прижизенную публикацию разговоров с несколькими старообрядцами мы исполнили. Ряд полевых материалов был опубликован в 2005 г. [Бойко, Литвина 2005] и часть тиража передана героям книги для знакомства и критики. Замечания, касающиеся ошибочного воспроизведения топонимов и перевода особенностей устной речи в текст, были учтены в дальнейшей работе.

Килинск (этот топоним обычно подразумевает и Якунинск) — поселок старообрядцев-часовенных "духовных", который входил в систему прииска Алтайский. Переселение старообрядцев ближе к приискам проходило в 1920–1930-е гг. со стороны Алтайского края. Основной целью был уход от коллективизации, в результате которой крестьяне не получали заработной платы, а значит совершали грех — работали непосредственно на государство, которое для старообрядцев является неблагочестивым. Тяжелый труд на прииске приносил доход в виде бонов, которые можно было потратить в приисковых магазинах. Работа за заработную плату в понимании старообрядцев является работой на себя, а значит, греха не содержит.

До 1938 г. Килинск и соседнюю деревню Васёвская окормлял Михайло Илларионович Колдомов — идеолог духовного понимания антихриста [подробнее об отношении старообрядцев к антихристу см.: Crummey 1970, Агеева 1997, Титова 2022], живший в то время в келье в тайге. К нему за обучением богослужению, пению и толкованием Писания обращались молодые старообрядцы, среди которых были известный старообрядческий писатель, наставник и учитель Ананий Клеонович Килин (1916–2002) [Агеева 2001] и Митрофан Кондратьевич Козлов (1920–2011). Вот как описывал это время Митрофан Кондратьевич:

"С Ананием-то, он меня на четыре года старше. Вмисте училися. Но он на учение быстрый, а я был тупой. Полностью я тупица. Но по-физически он мне поддавался во всём. Физически он в лентяях был, прямо сказать вот. А я-то сколько лет и чисяс ишо работать ишо бы. Но уже отказалося всё, и ноги, и… Вот как оно было у нас. Был учитель Михайло Илларионыч. Он родственник наш, глубокой родственник наш, по родству с ём… Я, как говорится, поучения его"5.

В предвоенный период "как таковых настоящих руководителей не было, в основном-то, на усмотрение каждого"6. После войны наставником стал Мартиниан Яковлевич (1907–1970-е гг.), о котором Михайло Илларионович говорил "тебе не положено быть иереем"7, но поставил его в наставники "ради [того, что] он кроток шибко был"8. С 1970-х гг. духовным руководителем в поселке стал Митрофан Кондратьевич, которому его товарищ и соперник Ананий Клеонович говорил: "Служить службу можешь, а учить не можешь"9.

Митрофан Кондратьевич возглавлял общину около 30 лет.

"Со мной оне всё ж таки бороться-то не могут. Вот что. Потому что я имя полностью открываю [правила христианской жизни]. У меня все, книги-то все чичас сколь у меня только остались служебные, а такие книги10 — много было. Они неохота, как говорится, трудиться в земле, вот чё оне и куролесят. Подо мной вся Килинская, все подо мной они"11.

Видимо, строгость и прямота Митрофана Кондратьевича послужила причиной тому, что, отговариваясь дальним расстоянием до его дома-моленной в Якунинске, в противоположном краю вытянутого поселка образовалась вторая община, руководителя которой выбирали простым голосованием. В середине 2000-х гг. Митрофан стал отказываться служить из-за физической немощи и провел выборы по всем правилам — с тремя кандидатами, чтобы "выбранный был Святым духом"12. Новый "правильный" наставник Павел Митрофанович Козлов служить не стал, а община воспользовалась примером килинского конца и также избрала подходящую кандидатуру простым голосованием.

Наиболее тяжелыми в исполнении для килинских старообрядцев оказались требования Митрофана:

— не пользоваться техникой, в том числе автомобилями;

"Надо пешком ходить. Михайло Илларионыч до Абакану — вот у него конь был [показывает на свою клюку]. 300 километров до Абакана было. А вот когда уже за Томск ездил, большую епитимью нёс — нельзя ездить, не положено"13.

— не использовать электричество;

"Я говорю: свет не нужон. На это дело он пошёл, …хотел провода-то перебросить, чтобы ага. Как вроде всем сделать. У нас свету нет, и вот на тебе — высоковольтка, ударило и всё. Видишь чё творится-то — не слушают. Ой, беда".

— отказаться от пенсии;

"Вот я был зимой там, у Митрофана, он со мной разговаривать… пощти не стал. [За] то, что я пенсию получаю. Так я тридцать лет отйишачил, в шахте работал и лес рубил, на тяжёлых работах на всяких. А получали-то в конце войны, после войны там всего ничего, выходных-то даже пощти не давали. … Он говорит наотрез: "Ты от антихриста получаешь, значит, ты сам такой же"" 14.

— проводить богослужения в "доме Божием" — доме, в котором все 30 лет проводил моления и до последних дней жил сам Митрофан Кондратьевич, построенном им с помощью жены собственноручно без использования бензопилы и электричества.

"А когда прибыл сюда, ни щепки не было, ничего. Полностью всё со своей дорогой, сам. …всё вручную у меня. И достать можно, тогда я приехал из города-то, карман-то был, маненько было в кармане. И можно было в Таштаголе всё доставать и всё. А нет, я говорю: надо потрудиться. И вот с Анной полностью. И не умел этого, а научился и… Только подумать как. Руки работали. Как вот сейчас на ребят своих, я говорю: как будете дальше-то жить? Ну, что ты будешь, а ладно, так. Ну что. А как жить?"

Коллективное мнение о духовном руководстве Митрофана Кондратьевича дипломатично выразил Лаврентий Евграфович:

"С ём тут не совсем согласны. Он немного в сторону заходит. Поэтому его тут не очень уважают. Согласно книг, согласно Писания, он грубовато действует, а это неправильно"15.

Говоря о строгости Митрофана, килинцы часто поминают ему те времена, когда он работал на строительстве в Чугунаше, Минусинске и Бискамже, намекая на то, что в городах и по молодости он мог нарушать христианские правила. Мы записали воспоминания наставника об этом периоде. Митрофан Кондратьевич описывал множество ситуаций, когда ему предлагали продвижение по службе, но он всегда оставался в рабочих, добрые отношения с начальством позволяли ему отпрашиваться с работы в Великие праздники. И, кроме того, жизнь приучила его, не распускать язык, где не надо: "Их много, правителей, было на моей памяти-то дак" 16.

В разговорах о Митрофане со старшим поколением регулярно возникала тема войны. Старообрядцы-ветераны, рассказывая свои военные истории, в какой-то степени оправдывались в том, что пошли на фронт.

Анисим Никонович:

"Меня считают, что я пошёл — не положено. Положено! Раз берут на защиту Отечества, значит, должен ты потти. Ну, правда, я уж на последне — в сорок четьвёртом году в апреле месяце был взят. Ну, ничё, хватило ишо"17.

Григорий Филиппович:

"А ты, говорит, раньше-то тоже [бороду] брил, в армию-то ходил. Дак я говорю, в армию-то я ведь поневоле ходил, защищал. Кого? Кого защищал-то? …Дак вот, вот в щём и дело. Если бы не защищали, щас бы знаешь, где были? В Германии, бы жопы подтирали бы, ходили. Вот бы щё было. Гитлер сказал: четыре щеловека-пять дам каждому щеловеку в рабы, вещное рабство. Вот чё сказал он. За то и билися его воины. Если бы, говорит, моя техника и русские бы воины были, весь мир бы покорил бы, говорит. Весь мир бы я покорил. На самом деле бы покорил весь мир. Потому что сильная была техника. Ну, войско не сильное"18.

Отдельно коснемся рассуждений Лаврентия Евграфовича Каракулова, 1931 г.р., Первый рассказ: мифологизированная история жизни во время войны уважаемого наставника, учителя и известного старообрядческого писателя Исая Назаровича 19, которому в начале 1940-х гг. вероятно было около 45 лет.

"Он потом подался суда, в верховья Лебедя, в сторону Абакана, вот где Лыкова живёт, там тоже он был. Тут прихватила война его, он суда, прииск Албаз был. Здесь он около знакомых жил. Ну, и его потом поймали, вот через Килинск гнали под конвоем в Турочак. Вот не знаю, он или с Турочака или с Бийска каким-то путём смог улизнуть, и подалса опять на Абакан. …И вот он опять на Абакан ушёл летом, жил, ну, кормилса подножным кормом… Зиму одну он жил — рыбы нарыбачил пудов сорок. Ну, рыбы тогда много было. Вот, питалса рыбой одной, летом то, да другое ел. А следующую зиму — орех наготовил много. Нашёл кедр такой большой, дупло там такое было, ну, там он сделал, ну, мох или кого, травы сухой наклал, здесь он спал, жил. А шишки где-то под кедрами у него лежали недалёко. …Ну, Богу молился. И третью… Вот он зиму прожил на рыбе, вторую зиму на орехах, третью зиму, опять видимо, ну в посёлок кое-когда выходил, контакт имел с населением… Потом он отсэдова каким-то путём, ну вот тоже туда, на Север. Ну, у нас же пресекало тогда, кто божественной пропагандой занимался, да что. На Север подались эти люди. Вот я некоторых знал, пожилые мужики были, ну, крепковеры такие! И он туда с йим" 20.

Стиль почти житийного рассказа Лаврентия о малознакомом, но уважаемом человеке меняется, когда речь заходит о Митрофане Кондратьевиче, с которым они в юности "жили в соседях". Второй рассказ:

"А война началась, он на фронт не пошёл. Сбежали. Четверо они прятались, ну, их искали. Одного, когда милиция там поймали их, одного подстрелили, тут забрали, судили их. Им дали два выхода: или на фронт иди, а если не желает на фронт, то десять лет заключения. Ну, вот некоторые на фронт пошли. А эти в Чугунаше отбывали тут, зона была. Война кончилась, в сорок шестом году амнистия, они освободились. Так что года два или полтора он сидел, не больше. — А это про них рассказывали, что во время войны женские горбачи оденут и косят в своем же огороде? — Ну, мы как раз жили в соседях, этого не помню, не было. Но тогда же много сбегало от армии. Там на Алтае, там вот такое я слышал, было, а здесь — нет. — Здесь получается, что всю войну его жена на него управлялась, и еще его едой снабжала, а он только прятался, сидел? — Ну, так-то работать он на горах… Тогда ж ведь лошадей не было, отобрали, вручную копали, так он копал, сеял там, кормил семью тоже, орех готовил, так. Ну, что правда, то — правда, воровством они, вот, с двоюродным братом скрывались и ещё двое с ним были, воровством они не занимались. Это уже точно. А вот здесь, в Килинске, тоже некоторые сбегали от войны, эти занимались, грешным делом. Вот, в Алтае пойдут, там скотинку приговорят в колхозе, приведут, зарежут и семью кормят. Это было. Здешны же люди. — А как же так, вся вера едина, а кто-то решил, что его долг — пойти воевать за родину, а другой решил, что убивать грех и – раз, в лес и скрылся. — Здесь это ещё не всё, что убивать. Дело в том, что как за коммунистов, за власть коммунистическую как бы не положено, как она против Бога шла. Вот поэтому. А так-то в книгах-то написано, войны-то, они ещё и в старину были, до рождения Исуса Христа, там верующие были, а на войну шли защищать Родину, своё Отечество — это положено" 21.

В первой истории война упоминается вскользь как некое условное лихолетье, которое героически пережил отшельник. Второе повествование с более сложным подтекстом моральной дилеммы и анализа поведения людей на выбранном пути. Лаврентий Евграфович резюмировал свой второй рассказ христианским оправданием дезертиров:

"Вот там даже и в книгах написано, если ты можешь, борись с врагами, если не можешь — убегай, прящся. Такое есть, написано" 22.

Для староверов-часовенных крайне важно не сотрудничать с безблагодатным внешним миром, особенно с гонительным коммунистическим государством, так как такое взаимодействие ставит под угрозу спасение души. Обособление от мира внутри своей общины и по сей день происходит при помощи правил и запретов.

Сам Митрофан Кондратьевич в нескольких разговорах разных лет описывал и свой выбор под влиянием родителя, и тяготы жизни беглецов и супруги Анны с младенцем на руках.

Кондратий Козлов был неграмотный "земный пахарь", рядовым сражался за Колчака, в 1920-е гг. обосновался в Барнауле, работал на "маследельном" заводе. "Сталин наступил на Ленина-то. Ленин в четвертом году, а тут Сталин наступил, он дал свободу полностью до 28го году, Сталин-то. В 28м году зажал". Отец перебрался в Бийск. "А в Бийске уже жили-то так, тайно. А от Биска всех в [ссылку] Нарым, так вот оно и проходило, это дело-то".

Своего родителя Митрофан очень почитал, был кротким и во всем слушался. Отец указал ему на трех сестер, из которых Митрофан выбрал жену: "Анна прямо как на душу сразу как пала"23. И уйти в бега его тоже благословил отец.

"А моё дело-то, сперва-то я, когда в войну-то, тоже на золоте-то был пока под бронь чёто-сё. А потом отправили. А вот когда отправлять, тогда я только вот как вот. А сколько был под смертью, удивительно даже было, хуже фронта — два с половиной года это. А потом уже тюрьма год девять месяцев, када поймали. Если бы поймали в то время тех-то двоих-то тогда, те-то тоже со мной как на год помладше один-то, а другой как сродный брат мине. А на 13 лет он старше. Тот и другой, как имя по 10 лет тоже, и мине было 10 лет дато так. Моё дело-то, если бы я попал здесь же бы вот, а то попал к такому начальнику-то был МГБ всего Таштаголу, забыл уже по фамилии-то его. Он говорил, хотел я вас на фронт направить, а посидите годика два, говорит. Как в руку положил, мы-то год девять месяцев. Потому что был самостоятельный, Чернобель по фамилии в Таштаголе. Потом в тюрьме-то, в КПЗ-то, в лагере сидели: Ну-ка, где мои? — похлопает по плечам, высокой ростом такой был, — как дела? Как чё? Такой был, как говорится… Я вас знал, что съели вас свои, говорит. Выдали, вот оно"24.

"Много происшествий-то было. Много делов-то было… Бегал два с половиной года, беглецом был. В армию не пошёл. Но в армию-то я бы пошёл, дак оно когда меня захватило-то, не успел я это, а война. Я на золоте работал уже. На золоте-то не стал работать — бежать надо, а то это. Опять же по родителям, родитель мной командовал, а не кто-то ся. — И родитель сказал, нельзя воевать? — Дак это само себе разумеется. Что воевать — это можно, потому что власть. А власти эдакой — нельзя. Когда бы благочестие, тогда дело другое, когда за благочестие бы. А нечестивый царь Сталин — кто он был, когда самый бандит. Ты тоже знашь всё это"25.

Несколько раз Митрофан возвращался к мысли о том, как важно неотступно идти по доброму пути, тогда и в самых страшных местах можно встретить добрых людей:

"Еслиф ты пойдёшь по доброй пути. А еслиф так-то, дак это… А вдобавок и Писание в таких книгах, которые принятые, християнские, что еслиф правильно понимают, то…".

Митрофан Кондратьевич рассказал о том, что он — дезертир при самом первом нашем знакомстве. Несколько лет общения понадобилось для того, чтобы осознать, насколько естественным и единственно возможным для него было такое решение. И для старшего поколения килинцев этот поступок едва ли не более героический, чем пойти на фронт: для всех старообрядцев этой общины логика спасения души несмотря ни на что — важный пример достойной реализации тяжелого выбора.

Митрофан Кондратьевич — старообрядец, воспитанный в уважении к родителям, прошедший богослужебную школу у одного из лучших духовных учителей своего времени, дезертир ради спасения души, отбывший наказание. Митрофан умел и любил трудиться физически, и воспринимал труд как Божью работу, как никто другой осознавал пределы своего ума и собственное несовершенство, и как умел, старался предостерегать свою паству от греха. В конце жизни он сидел на лавочке у своего дома, построенного на оживленном перекрестке между Якунинском и Килинском и сокрушался:

"У кого детей нет, тот луччи уже. А у меня шесть сыновей! Три дочери! И этак вот делают. А внук… Вся Килинска — внуки! Что ты… Внук-правнук, праправнуки есть, считать — столько нету, беда, да уже. Нет, сознания в народе не стало, вот ведь. Ведь оне научёны правильно, как положено, всё. А вот нет и всё. Хоть бы я их строжил или что такое вот или избивал, или что ли. Этого даже не было, у меня сердэце спокойное шибко для этого. Ак не, если что неправильно дак, маленько наказать — наказывал, не без этого. А когда уже вошли в возраст, что накажешь их. … Словами. А чтоб бить! Словами успокаивал. А не слушашь — иди по своей воле и всё, дак что сделашь"26.

1. Чистяков Г. С. Старообрядчество и Великая Отечественная война. [Электронный ресурс] Рувера. 2015. URL: https://ruvera.ru/articles/patriotic_war_starovery?ysclid=lqgyamwgfa816104676 (дата обращения: 01.12.2023).

2. Соборное уложение Тюменского собора 13 ноября 1840 г. (1999). Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. Новосибирск, 336.

3. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:20].

4. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:19].

5. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2006 г. МАЛ. Горная Шория, 2006.

6. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:24].

7. Подразумевается — наставником.

8. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2006 г. МАЛ. Горная Шория, 2006.

9. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

10. Поучительные.

11. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

12. Там же.

13. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

14. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:22].

15. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:18].

16. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2006 г. МАЛ. Горная Шория, 2006.

17. Тропин А. Н. [Бойко, Литвина 2005:50].

18. Средников Г. Ф. [Литвина 2010:550].

19. Исай Назарович // [Электронный ресурс] Православная энциклопедия. https://www.pravenc.ru/text/674862.html

20. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:17, 18].

21. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:23, 24].

22. Каракулов Л. Е. [Бойко, Литвина 2005:24].

23. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

24. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2006 г. МАЛ. Горная Шория, 2006.

25. Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

26. Козлов Козлов М. К., из расшифровки беседы 2007 г. МАЛ. Горная Шория, 2007.

Список литературы

1. Агеева 1997 — Агеева, Е. А. (1997). Старообрядческая полемика об антихристе на исходе ХХ века. Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 9-16.

2. Агеева 2001 — Агеева, Е. А. (2001). Старообрядческий род Килиных. Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 94-100.

3. Белобородов, Боровик 2017 — Белобородов, С. А. и Боровик, Ю. В. (2017). Староверы Горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII — начала ХХ века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 382 с.

4. Бойко, Литвина 2005 — Бойко, И. В. и Литвина, Н. В. (2005). Чулеш и Килинск, XXI век: межкультурная коммуникация староверов-беспоповцев, челканцев и шорцев. Полевые материалы 2001–2005 гг. М.: Археодоксiя, 176 с. ил.; ISBN: 5-9598-0066-7.

5. Во время оно 2006 — "Сердце русского человека — великий светильник". Антифашистские послания Архиепископии (1941–1945 гг.) (2006). Во время оно. Приложение к журналу "Церковь", (3), 21-48.

6. Гордеева 2014 — Гордеева, О. Б. (2014). На фронте и в тылу: старообрядцы Байкальской Сибири в годы Великой Отечественной войны. Вестник ИрГТУ, (6), 253-258.

7. Душакова 2022 — Душакова, Н. С. (2022). Проживаемая история: как старообрядцы вспоминают о своем прошлом . М.: РГГУ, 185 с.

8. Ермолов 2010 — Ермолов, И. Г. (2010). Три года без Сталина: оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944. М.: Центрполиграф, 383 с.

9. Керов 2016 — Керов, В. В. (2016). "Се человек и дело его... ": Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во "Экон-Информ", 590 с.

10. Клюкина-Боровик 2016 — Клюкина-Боровик, Ю. В. (2016). Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX — начале XX вв. [Электронный ресурс] ЛАИ УрФУ. URL: https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ocherki-istorii-staroobrjadchestva-urala-i-sopredelnykh-territorii/juv-kljukina-borovik-staroobrjadcy-chasovennye-urala-v-konce-xix-nachale-xx-vv/#_ftnref9 (дата обращения: 24.10.2023).

11. Кузнецова, Ружинская 2016 — Кузнецова, Н. Ю. и Ружинская, И. Н. (2016). Старообрядческая традиция наставничества как пример непрерывной образовательной традиции. Электронный журнал "Непрерывное образование: XXI век", (4), 1-12. doi:10.15393/j5.art.2016.3304.

12. Литвина 2010 — Литвина, Н. В. (2010). "…За коммунистов, за власть коммунистическую, как бы не положено, как она против Бога шла". Из записей бесед сотрудников Архива РАН со старообрядцами Горной Шории 2003 и 2006 гг. Актуальные проблемы отечественной истории и исторической науки: вторая половина ХIX — начало ХХ века Мультикультурная и многонациональная Россия. Мат-лы III Междун. Междисципл. Конф . М.: РУДН.

13. Малафеева 2014 — Малафеева, М. А. (2014). Старообрядчество в годы Великой Отечественной вой ны. Церковь и война: роль конфессий в защите Отечества (к 70-летию освобождения территории Ленинградской области от вражеской оккупации в 1944 году): мат-лы междун. науч. конф. СПб., 143-46.

14. Поздеева 1982 — Поздеева, И. В. (1982). Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы. Русские письменные и устные традиции и духовная культура . М.

15. Покровский 2000 — Покровский, Н. Н. (2000). Соборные постановления старообрядцев-часовенных востока России XVIII–XX вв. как исторический источник. Сб. ст. "История: научные поиски и проблемы: Памяти А. П. Пронштейна". Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 115-52.

16. Покровский, Зольникова 2002 — Покровский, Н. Н. и Зольникова, Н. Д. (2002). Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв. М.

17. Сосин 2018 — Сосин, Меркурий, протоиерей (2018). Перед Богом я в ответе, не перед людьми. Старообрядцы в Великой Отечественной вой не: сб. материалов. М.: Информационно-издательский отдел Московской Митрополии РПСЦ, 23-32.

18. Титова 2022 — Титова, Л. В. Противники церковной реформы об антихристовой сущности патриарха Никона. Исторический курьер, 2022, (2), 251-9.

19. Чибисов 2011 — Чибисов, А. В. (игумен Мануил) (2011). Тенденции развития древлеправославной церкви в СССР (1941–1949 гг.). Вестник Волгоградского ГУ, Сер. 4. Истор, (1), 39-46.

20. Crummey 1970 — Crummey, R. O. (1970). The Old Believers and the World of Antichrist: The Vyg Community and Russian State, 1694–1855. Madison, Milwaukee and London, 258 р.

21. Hall 1997 — Lived Religion in America: Toward a History of Practice. (1997). Hall, D. D. (ed.). Princeton; New Jersey: Princeton Univ. Press, 254 p.

22. McGuire 2008 — McGuire, M. (2008). Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. N.Y.: Oxford University Press, 290 р.

23. Rygovskiy 2023 — Rygovskiy, D. (2023). Women in Russian Old Belief: Religious Practices and Public Imagination on the example of Siberian and Estonian Old Believer Communities. University of Tartu Press, 248 p.


Об авторе

Н. В. Литвина
МГУ им. М. В. Ломоносова; Архив Российской академии наук
Россия

Литвина Наталья Викторовна — старший научный сотрудник, заведующая межкафедральной археографической лабораторией, исторический факультет; старший научный сотрудник, начальник Отдела учета и обеспечения сохранности

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Литвина Н.В. Старообрядческий наставник Митрофан Козлов: дезертир ради спасения души. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(4):42-54. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-148. EDN: TKMNCH

For citation:


Litvina N.V. Old Believer mentor Mitrofan Kozlov: a deserter for the salvation of the soul. Russian Journal of Church History. 2023;4(4):42-54. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-148. EDN: TKMNCH

Просмотров: 327


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)