Редакционная статья
История Церкви
Духоборы ("борцы духом"), неоднородная группа христиан, проживающих в России и Канаде, чья антивоенная позиция стала хорошо известной, когда они организовали церемонию сожжения оружия в 1895 г., они бесспорно занимают особое место в истории церквей и религиозных конфессий всего мира. Однако мы утверждаем, что связь между духоборами и пацифистами двадцатого века, такими как Джейн Аддамс (1860–1935), Махатма Ганди (1869–1948) и Джордж Вудкок (1912–1995), заслуживает большего внимания. Затем мы ставим своей целью привлечь внимание к Петру Николаевичу Малову (1900–1971), который подлинно поддерживал пацифистский дух группы, общаясь не только с Ганди и Вудкоком, но и с Александром Беркманом (1870–1936), Дороти Дэй (1897–1980), Эй Джеем Масте (1885–1967), Скоттом и Хелен Неаринг (1883–1983и 1904–1995), и другими. Наконец, мы выделяем некоторые примеры отношений духоборов с Интернационалом участников сопротивления войне и Международным вегетарианским союзом в Европе в конце 1920-хи начале 1930-х годов. В итоге мы выводим "закон Христа о непротивлении злу насилием" (Лев Толстой), который может быть скрыт от глаз общественности не только потому, что число самоидентифицирующихся духоборов постоянно сокращается по причине ассимиляции, но и потому, что "бич войны"(Преамбула, Устав Организации Объединенных Наций, 1945 г.) продолжает угрожать сохранению жизни на Земле.
В статье представлен спектр мнений в глобальном пятидесятничестве на тему пацифизма и ненасилия. В большинстве европейских стран и Соединенных Штатах Америки тема пацифизма становилась актуальной во время мировых войн. Со временем пацифизм как доминирующее убеждение сменился на возможность самостоятельного выбора верующих в соответствии с их убеждениями совести. В пятидесятническом движении сложилось несколько стратегий действий по отношению к участию в военных действиях: от категорического отказа до тотального принятия необходимости армейской службы. На подобную эволюцию оказали влияние изменения взглядов религиозных лидеров, а также государственная позиция на заявления со стороны отдельных церквей. В Советском Союзе пятидесятники уже в 1920-е годы придерживались лоялистских взглядов на военный вопрос. Советское государство вынудило пятидесятников заявить о необходимости выполнения гражданских обязательств, в том числе с оружием в руках. Советские пятидесятники выработали гибкую позицию в отношении пацифизма, официально провозгласив принцип личной ответственности за свой выбор и необходимость соблюдения государственных законов. В нелегальных общинах часто встречались случаи отказа принятия присяги с оружием в руках. В позднесоветский период для большинства верующих служба в армии являлась способом проверки "стойкости веры" и одновременно демонстрацией законопослушности и включенности в жизнь советского общества.
Статья посвящена истории участия старообрядцев в Великой Отечественной войне и освящает малоизученный вопрос — дезертирство по религиозным мотивам. Статья написана на материалах полевых исследований, проведенных участниками экспедиции Архива РАН и Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова среди старообрядцев-беспоповцев в поселке Килинск. Источниковой базой послужили аудиозаписи интервью, собранных в ходе полевых исследований в 2003-2015 гг., фокусирующихся на изучении повседневной религиозности. В статье анализируется случай Митрофана Кондратьевича Козлова — строгого наставника общины старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия из Кемеровской области. Всю свою жизнь и жизнь своей семьи Митрофан Кондратьевич выстраивал в соответствии с собственным пониманием христианских правил и строгих запретов.
Статья описывает развитие католического миротворчества в Веймарской республике и после Второй мировой войны. Анализируются: связь между духовностью и политической деятельностью и каким образом лейтмотивом становится убеждение, что понятие мир включает в себя больше, чем просто прекращение огня, и его неотъемлемым требованием является социальная справедливость.
В статье представлена попытка исторического осмысления полученного опыта объединенной Германией, извлеченного из идеи мира, как на государственном, так и на общественном уровне, со своими немецкими особенностями — Восточной и Западной Германии. Евангелические церкви в Федеральной республике Германии и Германской демократической республике восприняли ядерную угрозу как casus confessionis и возглавили борьбу с ней.
ISSN 2687-069X (Online)