Перейти к:
Энгус — Мак Ниссе — Каэман Брекк: образ святого "святейшего чина" в агиографии VII–XII веков
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-192
EDN: AOYAGX
Аннотация
В статье рассматривается образ святого Мак Ниссе — легендарного сподвижника святого Патрика. Подробно проанализирована его генеалогия и образ в "Трёхчастном житии" святого Патрика. Статья сопровождается переводом позднего латинского жития Мак Ниссе, ранее не переводившегося.
Для цитирования:
Живлова Н.Ю. Энгус — Мак Ниссе — Каэман Брекк: образ святого "святейшего чина" в агиографии VII–XII веков. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(2):5-18. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-192. EDN: AOYAGX
For citation:
Zhivlova N.Yu. Áengus — Mac Nisse — Caemán Brecc: The Saint of the "Ordo Sanctissumus" in Hagiography from the Seventh to the Twelfth Century. Russian Journal of Church History. 2025;6(2):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-192. EDN: AOYAGX
Составитель анонимного "Каталога святых Ирландии" делит святых на три "чина", причём первый из них именуется "святейшим". Говоря об этом первом "чине", то есть о спутниках святого Патрика, он писал в том числе следующее: "Первый чин святых был во время Патрика. И тогда они все были епископы, славные и святые, и полные Святого Духа, числом 350, основатели церквей, почитавшие одного главу — Христа, и следовавшие одному вождю — Патрику… Служения и сопутствования женщин не отвергали, ибо, основанные на камне Христовом, не боялись ветра искушения" (Primus Ordo Sanctorum erat in tempore Patricii. Et tunc erant Episcopi omnes, clari et sancti et Spiritu Sancto pleni, CCCL numero, ecclesiarum fundatores, unum caput Christum colentes, et unum ducem Patricium sequentes… Mulierum administrationem et consortia non respuebant, quia, super petram Christi fundati, ventum temptationis non timebant) [Grosjean 1955:206]. При этом, в отличие от следующих двух "чинов", не называется ни одного имени из этих ранних святых.
Спутники Патрика упоминаются в его житиях, а также в ранних анналах. Очень немногие из них имеют собственные жития. Один из таких святых — святой Мак Ниссе из Кондере (Коннор). Несмотря на большое количество материала об этом святом, его персоне пока не посвящалось отдельных исследований, и его житие остаётся непереведённым. В нашей статье мы попытаемся собрать основные сведения о святом Мак Ниссе.
Кондере и основные источники для биографии Мак Ниссе
Упоминаний о Мак Ниссе в древнейших источниках о святом Патрике практически нет: он фигурирует без каких-либо других подробностей в так называемых "Заметках" (Notulae) к житию Патрика авторства Тирехана [Bieler 1979:182]. Свидетельства о его кончине есть в анналах за начало VI в., однако время создания этих анналов спорно: считается, что летописание в Ирландии началось не ранее второй половины VI в. Т. М. Чарльз-Эдвардс относит дату кончины Мак Ниссе к 507 г. или 508 г. [CI:85-86].
Имеется, однако, несколько ранних упоминаний об основанном Мак Ниссе монастыре в Кондере (современный Коннор в графстве Антрим). Под 537 г. AFM содержат запись о кончине одного из преемников Мак Ниссе: "Св. Лугайд, епископ Кондере, скончался" (S. Lughaidh, espucc Connere, décc). Согласно AFM 558 г., в Кондере было похоронено тело короля Диармайда мак Кербелла. Сожжение Кондере упоминается в 617 г. [CI:129].
Предположительно Кондере отражен в письме папы Иоанна к ирландским клирикам в 640 г., так как там упоминается епископ Диннао (Dinnao), которого Ч. Пламмер предположительно отождествляет с епископом Кондере по имени Дима Дуб (ум. 6 января 658 г.) [HE II:112].
Одно из ранних упоминаний о Мак Ниссе содержится в созданном в начале IX в. "Календаре Энгуса" под 3 сентября [Stokes 1905:192]. Возможно, это всего лишь "любезность" со стороны Энгуса, но он как будто бы хочет сказать, что Кондере — большой и многолюдный монастырь.
Мак Ниссе с тысячами
Из великих Кондере.
[Macc nisse co mmílib
ó Chonderib máraib.]
Более подробно личность святого характеризуется в более поздних комментариях к "Календарю" (об этом речь пойдёт ниже). Кроме того, Мак Ниссе упоминается в "Мартирологе Гормана", "Мартирологе Драммонда", "Туринском мартирологе" и "Мартирологе Донегола". Много упоминаний о Мак Ниссе есть в генеалогиях святых [CGSH], которые в основном будут рассмотрены ниже.
Латиноязычное житие Мак Ниссе скорее всего было написано в XII в. — после того, как в результате синода в Рат Брессайл в 1111 г. Коннор стал епископским престолом. Как пишет М. Т. Фланаган, "Группа латинских житий святых, чьи церкви во время перестройки диоцезов в XII в. стали епископскими престолами, свидетельствует о переработке более старого материала с целью его обновления и продвижения специфически епископского церковного лидерства" [Flanagan 2010:15]. Среди этих житий Фланаган указывает позднюю редакцию латинского жития Мэдока из Фернса, а также жития епископа Деклана из Ардмора, Эогана из Ардстро, Тигернаха из Клонса, Мак Ниссе из Коннора, Колмана из Дромора и Ласрена из Лейлина: возможно, они предназначались для использования во время литургии и какие-то из них были творчеством одной и той же группы авторов. По мнению Фланаган, введение в жития, в том числе в житие Мак Ниссе, сцены с епископским рукоположением в Риме как раз свидетельствует о переписке жития в момент, когда Коннор стал епископством [Flanagan 2010:95]. Как указывает Р. Шарп [Sharpe 1991:240], житие Мак Ниссе, которое содержится в Саламанкской рукописи, наряду с житиями святых Мохты из Лаута и Эогана из Ардстро, принадлежит к группе житий из Ульстера, которых нет в других коллекциях. В 1438 г. Коннор был формально объединён с Дауном [Millett 1986]1.
Генеалогии святых
В наиболее ранних генеалогиях святых [CGSH:357] фигурирует следующая генеалогия святого: "Мак Ниссе (из) Кондере, сын Фабрека, сына Эрка, сына Фиакка, сына Мала, сына Дроида" (Mac Nisi Condere m. Faibrig m. Eircce m. Fiaccae m. Mail m. Droido).
Установить с точностью, откуда эта генеалогия, не удаётся, так как Дроид и его сын Мал встречаются в генеалогиях племени Осрайге; персонаж по имени Фабрек, сын Мала, встречается в генеалогиях другого племени — Дал Кайрпре Арад.
В более позднем тексте упоминается отец Мак Ниссе и его происхождение из рода легендарного короля Эохайда мак Майреда [CGSH:564]: "Мак Ниссе, сын Фаэбрайда из рода Эохайда, сына Майреда" (Mac Nisi m. Faebraide ar slicht Echach m. Muireda) 2. В стихотворном варианте генеалогий он также причислен к роду Эохайда наряду с несколькими другими святыми [CGSH:662]
Род Эохайда, сына Муйредаха (sic)
Колман Эала из Ланна без страдания
сын Беогны и сын Мохты
они собратья Мак Ниссе
Знающего в рассказе о нём.
[Siol Eachach Mic Muiredhaigh
Colman Eala on Laind gan cradh
mac Beogna is mic Mochta,
combrathair dhó Mac Nisi,
eolaicch acca indisi.]
В генеалогиях род Мак Ниссе относился к королю Эохайду, сыну Майреда, который погиб, когда разлился Лох-Ней [de Vries 2012]. Эохайд, видимо, первоначально являлся божеством озера. От него происходили два рода, обитавшие недалеко от озера — Дал м-Буан (Боонриге, Бунриге) и Дал Сайлни (Туат Селле). "Утонул Эохайд со своими детьми, кроме Ли Бан, и Конанга, и Курнана-дурачка. От этого Конанга пошли Дал м-Буайн и Дал Сайлне" (ro báded Eocho cona chlaind and acht Lí Bán & Conaig & Curnán ónmit. Is ón Chonaing-sin dano ro chinset Dál mBúain. 7 Dál Sailne) [de Vries 2012:202-203].
Видимо, идентичны упомянутым в "Туат Буайн и Туат Селле в Дал Арайде" (Tuath Buain agus Tuath Selle i nDáil Araidhe) [Ó Raithbhearthaigh 1932:72].
Приводятся различные варианты генеалогии этих племён. Согласно саге, Дал м-Буайн и Дал Сайлне произошли от уцелевшего сына Эохайда — Конанга. По другому варианту (Р. де Фриc ссылается на "Большую книгу генеалогий" Мак-Фирбиса, которая, к сожалению, нам недоступна) предки этих племён — Федлим Буан и Федлим Сайллне были сыновьями некоего Клотраха, потомка Эохайда [de Vries 2012:228-229].
Согласно варианту из "Книги Баллимота", который публикует Р. де Фриc [de Vries 2012:257], Эоху Сайллне было прозвищем самого Эоху, сына Майреда, и соответствующие племена происходят от двух его сыновей — Фейдлимида Буана и Фейдлимида Сайллне.
Отметим также, что в CGSH присутствует два варианта перечисления спутников Патрика — прозаический и поэтический. Прозаический, во многом повторяющий аналогичный список в VT, не содержит упоминания о Мак Ниссе, но поэтический [CGSH:672.16] упоминает его (к сожалению, не совсем ясно, что означает слово chelebail, больше оно нигде не встречается — возможно, это производное от céile "дружинник, товарищ"):
Мак Ниссе благочестивый, верующий,
набожный начальник дружинников (?)
[Mac Nisi in chrabaid chredail,
taisech caid in chelebail.]
Вопрос об имени Мак Ниссе
В составе генеалогий имеется текст о настоящих именах святых, где указывается, что настоящим именем Мак Ниссе было "Энгус" [CGSH:655]: "Энгус — крестильное имя Мак Ниссе" (Aengus ainm baisdi Meic Nisi). Следует отметить, что "Мак Ниссе" могло не указывать не происхождение по матери (Ниссе — родительный падеж от женского имени Несс), а быть просто именем, типа "Мак Эрка" (Эрка — богиня, Несс — видимо, тоже). В другом списке святых [CGSH:703.2] также указано: "Энгус — имя Мак Ниссе из Кондере" (Oengus ainm Meic Nisi Condere).
Энгус — имя благородного Мак Ниссе,
Кримтан — имя совершенного Колумбы,
Колум, сын Кримтана — драгоценная слава —
Прозвище ему было Коннид [CGSH 703.22].
[Oengus ainm Meic Nisi náir,
Crimthand ainm Coluim comlain,
Colum mac Crimthaind, deilm ndil,
is dó ba comainm Cunnid.]
Встречается также утверждение об ещё одном имени или прозвище Мак Ниссе — Коэман Брекк (что буквально означает "пёстрый красавчик"). Глоссы к "Календарю Энгуса" характеризуют Мак Ниссе следующим образом:
"Мак Кнейсси, то есть Кнес из Дал Хетирн его мать, то есть дочь Конхайда, и от неё он назван Мак нисси, т.е. кнейсси. Или же mac cneisi .i. то есть кожи (cnis) Патрика он. Сын кожи Патрика, поскольку спал с ним, поскольку у Патрика он был вскормлен и спал. По-настоящему его имя Каэман Брек. Фобрек же имя его матери, Энгус его первое имя. Кондере, т.е. cuan-daire, то есть дубрава, где были волки, т.к. сначала там (была) дубрава, и в ней жили волки" [Stokes 1905:198-199].
Глосса в рукописи Laud 610 (68b2) гласит: "то есть Энгус его имя сначала, и Фобрек — имя его отца" [Stokes 1905:198].
Другой вариант глосс (из "Пёстрой книги") следующий:
"Мак Нисе, т.к. Кнес, дочь Комхайда из Дал Кетирн — его мать, или же он сын кожи Патрика, поскольку у Патрика он воспитывался, то есть спал. Коэман Брекк, сын Ниси, сына Немандера, сына Эрка, сына Эохайда Муйнремара, и Фобрекк — имя его отца. Энгус же — его первое имя. Из Кондере: т.е. дубрава волков, т.е. дубрава, где были дикие собаки, и сначала там жили волчицы" [Stokes 1880:cxlii].
В житии Тирехана говорится, что с Патриком спал его ученик Бенигн [Bieler 1979:126-127]; приписывание этой истории Мак Ниссе, видимо, говорит о попытке поднять его статус таким образом. В ирландском средневековье нередко упоминаются поэты, которые делили ложе короля, что было признаком почёта и высокого положения при дворе [McKibben 2013; Breatnach 1983]; это обозначалось термином fer leptha ríg (в английской передаче — king’s bedfellow). "Современные понятия о личном пространстве не существовали в средневековье, и было обычным для людей спать вместе хотя бы для большего тепла" [Lacey 2023:17].
Племя Дал Кетирн, из которого происходил род Мак Ниссе, располагалось на севере Ирландии между Колрейном и полуостровом Магиллиган [Laverty 1895:221]. Генеалогии указывают на происхождение этого племени от героя Фергуса, то есть от уладов [Ó Raithbhearthaigh 1932:134]. Заметим, что имя одного из родителей Мак Ниссе — Фобрекк "пестроватый, веснушчатый" явно связано с прозвищем Брекк "пёстрый".
П. О Риан числит Коэмана Брекка и Мак Ниссе как двух разных святых [Ó Riain 2011:156, 419]. Доводом в пользу не-идентичности Мак Ниссе из Кондере и Мак Ниссе — Коэмана Брекка могло бы служить то, что в "Трактате о матерях святых Ирландии" они упоминаются отдельно. В трактате о матерях святых Ирландии [GGSH:722.58]: "Кнесс, дочь Комхайда из Дал Кейтинн — мать Мак Ниссе из Кондере" (Cness ingen Chomchaidi di Dal Cheithinn mathair Meic Nisi Chondere), и далее [CGSH:722.48] "Несс — мать пресвитера Коэмана" (Ness mathair Choemain sacairt). Коэман Брекк как отдельная персоналия упоминается также в одном из вариантов генеалогий: "Коэман Брекк, сын Ниссе Великого из рода Эрка, сына Эохайда Муйнремара" (Caeman Breac m. Nisi Mair ar slicht Erc m. Echach Munreamair) [CGSH:492]. Здесь содержится попытка вместо Эохайда, сына Майреда, связать Мак Ниссе с легендарным королём Дал Риады V в. Эохайдом Муйнремаром, повысив, таким образом, его статус, причём мать (Несс) превращается в отца. В ирландских анналах указан отдельно год рождения (529) и год смерти Коэмана Брекка (615) [CI:92, 128]. Возможно, смешение двух святых вызвано близостью даты рождения Коэмана Брекка с датой смерти Мак Ниссе.
Святые, связанные с Мак Ниссе
Святым, тесно связанным с Мак Ниссе, был Колман Эло из Ланн Эло (Линалли), (ум. 611, праздник — 26 сентября). Некоторые рукописи приписывают Колману "Алфавит благочестия" (Apgitir chrábaid), также ему иногда приписывается гимн Audite omnes, который обычно приписывается святому Секундину3. Колман Эло упоминается дважды в житии святого Колумбы [Живлова 2019:254, 304]. Этот святой также принадлежал к Дал Сайлне (в "Житии Колумбы" его племя приводится в форме "мокку Силне"). Пророчество святого Мак Ниссе о рождении Колмана фигурирует в § 14 его жития. В VIII–X вв. Ланн Эло и Кондере нередко имели общего главу, например, Айнфхеллах (ум. 778), Ойгедхар (ум. 867 CI), Типрайте, сын Нуаду (ум. 901), Фланнакан, сын Аллху (ум. 954) и другие [Doherty 1991].
О Сенане, сыне Финтана из Ларабриана (Латрах Бриунь) известно очень мало. Ларабриан находится в баронии Норт-Салт, графство Килдэр. Его церковь находилась среди владений Глендалоха, день его 2 сентября (на день раньше Мак Ниссе), отмечено также постнормандское празднование 8 сентября в Дублине [Ó Riain 2011:557]. Как и Мак Ниссе, Сенан из Ларабриана считался потомком Эохайда, сына Майреда [Ó Riain 2011:557], чем, возможно, и обусловлена их связь в агиографии.
В житии Мак Ниссе приводится эпизод со спасением от казни ребёнка, который впоследствии стал святым Колманом из Килрута (см. § 9 перевода в приложении к статье)4. Этот эпизод, скорее всего, заимствован из раннего жития святого Кайннеха, где речь идёт о святом Долуэ Лебдерке, основателе Киллалоэ. Здесь эта казнь названа gíalcherd, не упоминаются ангелы, и говорится, что мальчик просто не пострадал от копий, но его глаза навсегда остались косыми "Ибо брошен он был на копья, повернутые вверх, однако они не могли его убить или ранить, разве что глаза его навсегда стали косыми от созерцания ужасных казней: это Долуэ Лебдерк, которого король подарил Кайннеху, и потом он был чудесным мужем, чья община именуется Келл Толуэ"5. Правда, следует отметить, что в житии Мак Ниссе названа причина казни (мальчик был сыном убийцы), а в житии Кайннеха никакого повода для неё не приводится, так что вполне возможно, что этот сюжет пришёл в житие Мак Ниссе независимо.
В агиографии святого Патрика Мак Ниссе неразрывно связан с епископом Айртир Майге (Армоя) по имени Олкан или Болкан (он именуется Болканом в житии Мак Ниссе). По мнению П. О Риана, Олкан и Болкан — это разные святые. Праздник Олкана из Айртир Майге приходился на 29 июня [Ó Riain 2011:521-522]. Приведём эпизоды, связанные с Олканом, в VT.
"Тогда Патрик пошёл [в Дал Арайде и] в Дал Риаду. Там пришёл король Доро к Карн Сетнай на севере и услышал громкий крик ребёнка из земли. Разобрали курган, открыли гробницу. Их окутал аромат вина, исходящий из гробницы. Они увидели живого мальчика с мёртвой матерью: женщина умерла от малярии (?); её взяли через море в Ирландию, и она обняла ребёночка после смерти, который семь дней, как говорят, жил в кургане. "Плохо это!" — сказал король. "Да будет это его имя", сказал друид — "Олкан", которого крестил Патрик. Он же есть епископ Олкан из домочадцев Патрика в Айртире [Майге], благородном граде Дал Риады" [VT:160-163].
Далее в тексте идёт эпизод с Мак Ниссе и родственницей Патрика (см. ниже).
В Дал Арайде Патрик поссорился с Сараном, сыном короля Коэлбада и "лишил его неба и земли". Саран привёл пленников в провинцию Дал Риады, где встретил епископа Олкана. Пленники обратились за помощью к Олкану, но Саран обещал отпустить их только в том случае, если Олкан вернёт ему небо. Олкан сказал, что не сможет этого сделать, и тогда Саран пригрозил убить всех пленников, всю свиту Олкана (кроме него самого) и отныне убивать всех священников. Тогда епископ Олкан обещал ему небо. Олкан отправился на север к Патрику, узнав, что Патрик разгневался на него.
"Колесницу через него", — сказал Патрик. — "Не осмеливаюсь", — сказал колесничий, — "переехать через епископа".
Тогда святой Патрик предсказал разрушение монастыря Олкана, и обещал, что его земля будет принадлежать "маленькому мальчику, который несёт ларец... из твоих собственных домочадцев, то есть Мак Нисси Кондере, и кому-то, кто ещё не родился — то есть Сенану с Инис Катах" [VT:164-167].
Т. М. Чарльз-Эдвардс, проанализировавший этот эпизод, отметил, что хотя Айртир Майге (Армой) была одной из главных церквей Дал Риады, к периоду составления VT она переживала упадок. Предсказанные разграбления Армоя произошли в правление Скандала (ум. 646), короля Дал н-Арайде и Ку Хуарана, также короля Дал н-Арайде (ум. 708). Этот эпизод отражает общий упадок королевства Дал Риады к началу VIII в. По мнению Т. М. Чарльза-Эдвардса, под Сенаном имелся в виду святой Сенан из Ларабриана, а не более известный Сенан с Инис Катах [Charles-Edwards 2000:59-60]. Церковь и короли, видимо, достигли некоего соглашения. Короли Дал н-Арайде происходили из рода Уи Коэлбад, но главная церковь осталась в руках племени Дал Сайлни:
"Связанное главенство Коннора, Линалли и Ларабриана, однако предполагает, что ещё в начале X в. под общим господством Уи Коэлбад, как Дал Сайлни, так и Дал м-Буайн сохранили ощущение своей отдельной политической идентичности" [Charles-Edwards 2000:63].
История с сестрой Патрика
В VT приводится эпизод о грехе, который совершил Мак Ниссе с сестрой Патрика, но, к сожалению, текст здесь испорчен и с трудом поддаётся истолкованию: "И читал Мак Ниссе из Кондере свои псалмы у Патрика, и, вознегодовав, сестру его проклял, уступив брату три раза (?), на седьмой день была отрублена его рука, и от этого (называется) Карн Лама" (Ocus roleg mace Nissi Condiri apsalmu ic Pairaic, et indignatus sororem illius male[di]xit cedens fratrem tribus uicibus .uii. enim die truncata est manus ipsius, isde itá Carnn Lama) [VT:162-163].
Этот отрывок сохранился в латинском переводе Дж. Колгана:
"...в достойном жалости падении был обвинён в том, что запятнал себя позорно с сестрой или племянницей самого предстоятеля. Падение это достигло ушей Патрика и настолько огорчило святейшего Учителя, и душа его так горела гневом и мщением против ученика, что... рука его... (которую он) отлучил от союза с остальным его святым телом своими деяниями и грязными прикосновениями, в таком публичном скандале обвинённая, да будет отсечена от прочего тела. И о диво! Рука Мак Ниссе немедленно отсеченная, пала на землю, и вовеки дивное дело и память справедливому мщению, в месте, что именуется отныне Карн Лама6, то есть курган руки, находится погребённой" [Colgan 1647:146].
В [VT:234-235] упоминается о грехе сестры Патрика Лупайт с неким Колманом, сыном Айлиля и их сыне Аэдане. Аэдан был связан с местом под названием Инис Лотайр (Inis Lothair), местоположение которого неизвестно [Africa 1990:79-80]. Лупайт три раза вставала после того, как по ней по приказу Патрика проехала колесница (ср. выше эпизод с Олканом). Возможно, "уступив брату три раза" в тексте VT как раз имеет в виду этот эпизод, который первоначально мог относиться к Мак Ниссе и Лупайт.
Заключение
Являясь одним из главных святых королевства Дал н-Арайде, так что впоследствии его монастырь стал епископским престолом, Мак Ниссе продолжал практически вплоть до нормандского периода сохранять идентичность святого из племени Дал Сайлни, объединяя в своей персоне монастыри Коннор и Линалли, что нашло отражение даже в позднем его латинском житии. Латинское житие стирает "нежелательные" эпизоды из истории Мак Ниссе, не упоминая эпизод с сестрой Патрика и очень кратко пересказывая историю перехода земель от Олкана к Мак Ниссе. В то же время житие, возможно, сохраняет отдельные местные предания (в частности, о его связи с Колманом из Келл Руад).
На наш взгляд, просопографическое изучение окружения св. Патрика в агиографии может дать интересные перспективы как для разработки раннего этапа христианизации Ирландии, так и для истории культа Патрика в более позднем Средневековье. В этом плане большое значение имеет тщательное исследование корпуса генеалогий святых, которые отражают не только происхождение святого из определённого племени или рода, но и политические процессы в раннесредневековой Ирландии.
Приложение
Житие святого Мак Ниссе, епископа Кондере
Третье сентября. Начинается житие святого Мак Ниссе епископа.
- Сегодня, возлюбленнейшие братья, блаженный Энгус, который в народе именуется [сын] Мак Ниссе, поскольку мать его звалась Несс, отбросив (оковы) плоти, заслужил войти в Царство Небесное. Досточтимый же святой Патрик, апостол ирландцев, исполненный благодати, задолго до его рождения предвидел его появление на свет и из живого источника, возникшего тогда из жил земных, крестил, и передал его Болкану епископу для вскармливания и обучения.
- Мальчик рос, росли и его чудеса, из которых я расскажу об одном, отставив прочие. Однажды он был послан охранять телят. Его сморил сон. Телята сосали вымена матерей. Поскольку это не понравилось его кормилице, то есть матери епископа, то она ударила его, однако не безнаказанно. Рука, которой она ударила невинного, немедленно потеряла силу. Епископ же приказал воспитаннику молиться за неё. Так и сделали, и она излечилась.
- (Благодаря) этому и подобным знакам (святости) распространилась слава о новом воине Христовом. И кто был покорнее его в изучении начал знания грамоты? Однажды, когда Патрик шёл по земле Арада, и ему Болкан с упомянутым мальчиком попались по дороге, в пророческом духе он рёк: "Ты и твои наследники будете всегда под (властью) этого твоего спутника и его наследников". Это муж апостольский предсказал о епископате, в который потом тот был возведён.
- Когда же закончилось время детства, он устремил дух свой в сады, цветущие религией и мудростью по (всей) Ирландии, летая, аки усердная пчела. Что он и осуществил.
- Сделавшись же совершенным мужем и будучи рукоположенным блаженным Патриком в епископы своего племени, он пришёл к апостольским вратам. Он посетил Иерусалим и другие места в святой обетованной земле, и, излив к Господу во всех этих (местах) благочестивые мольбы, и унося (с собой частицы) камня от Гроба (Господня), от волос святой Марии, из костей святого апостола Фомы, из одеяний апостолов и один из столпов великого алтаря в Иерусалиме, вернулся в Рим.
- Он вошёл в апостольскую курию, где в великой чести пребывал в течение нескольких дней. Многих, как говорят, епископов, пресвитеров, диаконов, в присутствии римского клира, он рукоположил в один день. Здесь бедность Ирландии была облегчена драгоценными дарами знатных (людей) Рима. Ибо ему в тот день было дано немало сосудов золотых, серебряных и бронзовых. В те же дни он очистил некоего прокажённого силой своей молитвы. Итак, посетив памятники святых и получив молитву и благословение понтифика, с великими дарами отправился на родину. Это принесло невероятную радость не только его (племени), но и соседним племенам.
- Из церквей, городов, деревень, лесов и гор приходят и принимают его с великим ликованием. Не уклонялся от него никто, кроме злых: ибо ужас на делающих зло. Всюду сеется семя Божественного Слова, с неба труба звучит, церкви учреждаются, монастырь Кондерский основывается, в котором и сегодня находится престол епископа. Блаженный понтифик сияет чудесами, опьяняется пророчеством, освещается божественными откровениями. Сначала мы добавим немного о чудесах.
- Заметь, как он исцелил слепого ипрокажённого. Некогда два мужа, из которых один был слепой, а другой прокажённый, пришли к нему, чтобы обрести здоровье. Омыв их прежде в источнике жизни, одному он силой молитвы вернул зрение, другому — чистую кожу.
- Заметь, как он мальчика от смерти освободил. Маленького сына некоего нечестивого человека, который убил его отца, схваченного его друзьями и предназначенного на смерть, желал освободить и не мог: тогда он
попросил отсрочки — чтобы тот был убит не ранее, чем подойдёт к острому камню, который резко выдавался (вверх). Чего он и добился. Сам он пришёл туда и там молился, и вышеназванный мальчик был брошен вверх, в воздух, чтобы он упал на острия копий, немедленно был схвачен ангелами и положен на колени святому понтифику, совершенно целый и невредимый. Он же его отныне воспитал и тщательно обучил божественным Писаниям и религиозным учреждениям. Это епископ Колман, который основал церковь Келл Руад. - Некий град, где милостыня, которой просил муж Божий, ему не была дана, немедленно был сожжён Божественным мщением.
- Заметь, как он старую бабушку заставил родить, ареку — оставить своё место. Некую женщину, которая за пятнадцать лет до того лишена была детей из-за старости, силой молитвы заставил родить сына. Реку по имени Курл, которая текла вокруг его монастыря, что именуется по-латыни Desertum, он заставил течь более дальним путём, дабы звук её, проходящей столь близко, не вредил больным; (река) тут же сделала то, что было ей велено.
- Здесь расскажем немного очудесах. Поговорим о пророчествах и откровениях. Когда некогда родитель великого аббата Комгалла, по имени Сетна, с женой своей по имени Бриг, сидя в колеснице, ехал своим путём, видя вышеупомянутого предстоятеля, странствующего пешком, сказал женщине: "О женщина, спустись, чтобы епископ вошёл в колесницу". Услышав это, он сказал: "Не нужно, — говорит, — обижать её. Ибо она родит короля, который будет править многими". Это же он сказал о святом Комгалле7.
- Однажды, работая со своими монахами, он был обрадован великой радостью, и внезапно сказал: "Братья, прекратим эту работу и вернёмся в монастырь. Нам подобает подготовить между тем то, что необходимо для святых гостей, которые теперь находятся в пути и на этой неделе прибудут сюда". Это он сказал о святой Бригитте, которая посещала его ради полезных дел.
- Однажды некогда, будучи спутником в пути блаженному Патрику и святой Бригитте, шедших в Мунстер, он проходил место, в котором был потом основан монастырь под названием Ланн Эла, когда другие ушли вперёд, он один остался. Увидев это, святой Патрик послал за ним, и у идущего спросил причину остановки. Ему же муж Божий говорит: "На том месте, где я стоял, я видел небеса отверстые и ангелов Божиих спускающихся и восходящих". Святой Патрик сказал: "Следовательно, подобает, чтобы мы оставили здесь благочестивых мужей, чтобы они тут служили Богу". На что тот сказал: "Отче святой, если тебе угодно, не так будет. Ибо сын, когда пройдёт с сего дня шестьдесят лет, родится от моей родни, имя которому — Колман Эла, и он здесь оснует преславный монастырь". Всё это, как было открыто мужу Божьему, потом действительно сбылось.
- Считаю, что не стоит обойти молчанием и то, что святой муж текст Евангелия, не связанный никакими верёвками, пока находился в пути, нёс ради почтения на собственных плечах. Этими и подобными преславными чудесами наш досточтимый покровитель блистал на земле, для славы Того, кто с Отцом и Духом Святым живёт и царствует во веки веков. Аминь. Завершается житие святого Энгуса, который именуется также Мак Несси.
1 Коннор был также временно объединён с Дауном во время епископского служения св. Малахии (ок. 1124–1137).
2 Имя этого персонажа — Mairid, в родительном падеже Mairetho, Maireda, но иногда оно путается с более популярным именем Muireda(ch).
3 Согласно ирландским анналам, Секундин умер раньше Патрика, и вряд ли мог написать в его честь гимн.
4 Килрут (древнеирландское Cell Rúad) расположен в графстве Антрим [Hogan 1910:210-211].
5 Vita S. Cainnechi, § 41 [Heist 1965:193].
6 Местонахождение Карн Лама неизвестно, возможно, он находился в графстве Антрим [Hogan 1910:162].
7 Этот эпизод присутствует в Vita Sancti Comgalli § V [VSH II:4].
Список литературы
1. AFM — Annala Rioghachta Eireann. Annals of the Kingdom of Ireland, by the Four Masters, from the earliest period to the year 1616. Ed. with transl. and notes by J. O’Donovan. Vol. 1-7. Dublin: Hodges, Smith and Co., Grafton- Street, Booksellers to the University, 1856.
2. CGSH — Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. Ed. P. Ó Riain. Dublin: School of Celtic Studies, Dublin Institute for Advanced Studies, 1985, 347 p.
3. CI — Charles- Edwards T. M. The chronicle of Ireland. Vol. 1-2. Liverpool: Liverpool University Press, 2006 (Translated texts for historians, 44), 349+186 p.
4. HE — Venerabilis Baedae Opera Historica. Ed. C. Plummer. Vol. 1-2. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1896, 458+545 p.
5. VT — Stokes Wh. The tripartite Life of Patrick: with other documents relating to that saint, Vol. 1-2, Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores, 89, London: Eyre and Spottiswoode, 1887, 272+676 p.
6. VSH — Vitae sanctorum Hiberniae, vol. I-II. Ed. C. Plummer. Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1910, 273+391 p.
7. Живлова 2019 — Живлова, Н. Ю. (2019). Мир святого Колумбы: Раннесредневековая Ирландия и Британия глазами монахов с острова Иона. Москва: ЯСК, 430 c. ISBN: 978-5-907117-27-3.
8. Africa 1990 — Africa, D. C. (1990). The Politics of Kin: Women and Preeminence in a Medieval Irish Hagiographical List. Ph. D. Diss. University of Toronto, 258 p.
9. Bieler 1979 — The Patrician texts in the book of Armagh (1979). Ed. L. Bieler and F. Kelly. Dublin, 1979, 285 p.
10. Breatnach 1983 — Breatnach, P. A. (1983). The Chief’s Poet. Proceedings of the Royal Irish Academy. Section C: Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistics, Literature, 83C, 37-79.
11. Charles- Edwards 2000 — Charles- Edwards, T. M. (2000). Early Christian Ireland. Cambridge, U.K.; New York: Cambridge University Press, 707 p. ISBN: 9780511495588.
12. Colgan 1647 — Triadis Thaumaturgæ seu divorum Patricii, Columbæ et Brigidæ, trium veteris et maioris Scotiæ, seu Hiberniæ sanctorum insulae communium patronorum acta. (1647). Ed. Colgan J. Louvain: apud Cornelium Coenestenium, 742 p.
13. de Vries 2012 — Vries, R. de. (2012). Two texts on Loch nEchach: De causis torchi Corc’ Óche and Aided Echach maic Maireda. Irish Texts Society, 65, London: Irish Texts Society, 328 p. ISBN: 978-1-870166-65-2.
14. Doherty 1991 — Doherty, Ch. (1991). The cult of St Patrick and the politics of Armagh in the seventh century, in: Ireland and northern France, AD 600–850. Ed. Picard J.-M. Blackrock, Co. Dublin: Four Courts Press, 53-94.
15. Flanagan 2010 — Flanagan, M. T. (2010). The transformation of the Irish church in the twelfth century. Studies in Celtic History, 29, Woodbridge: Boydell Press, 312 p. ISBN: 978-1-84383-597-4.
16. Grosjean 1955 — Grosjean, P. (1955). Édition et commentaire du Catalogus Sanctorum Hiberniae secundum diversa tempora ou De tribus Ordinibus Sanctorum Hiberniae. Analecta Bollandiana, 73, 197-213, 289-322.
17. Heist 1965 — Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi (1965). Ed. W. W. Heist. Bruxelles: Société des Bollandistes, 436 p.
18. Hogan 1910 — Hogan, E. (1910). Onomasticon Goedelicum Locorum et tribuum Hiberniae et Scotiae: An Index, with Identifications, to the Gaelic Names of Places and Tribes. Dublin. London: Hodges, Figgis & Co., 696 p.
19. Lacey 2023 — Lacey, B. (2023). ‘I part not from effeminacy’: Queer Behaviour in Gaelic Ireland. In: Sex and Sexualities in Ireland: Interdisciplinary Perspectives. Cham: Springer International Publishing, 11-27.
20. Laverty 1895 — Laverty, J. (1895). The bishops of Down & Connor, being the Fifth Volume of an historical account of Down and Connor, ancient and modern. Dublin: James Duffy & Co., Ltd., 636 p.
21. McKibben 2013 — McKibben, S. (2013). Queering early modern Ireland. Irish University Review, 43.1, 169-183. doi: 10.3366/IUR.2013.0063.
22. Millett 1986 — Millett, B. (1986). Dioceses in Ireland up to the 15<sup>th</sup> Century. Seanchas Ardmhacha: Journal of the Armagh Diocesan Historical Society, 12(1), 1-42. doi: 10.2307/29745223.
23. Ó Raithbhearthaigh 1932 — Genealogical Tracts I (1932). Ed. Ó Raithbhearthaigh T. Dublin: Stationery Office, 245 p.
24. Ó Riain 2011 — Ó Riain, P. (2011). A Dictionary of Irish Saints. Dublin: Four Courts Press, 690 p. ISBN: 978-1-80151-162-9.
25. Sharpe 1991 — Sharpe, R. (1991). Medieval Irish Saints’ Lives. An Introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxford: Clarendon Press, 427 p. ISBN: 0-19-821582-7.
26. Stokes 1880 — Stokes, Wh. (1880). On the calendar of Oengus. Transactions of the Royal Irish Academy, Irish Manuscript Series, 1.1. Dublin: Royal Irish Academy, 352 p.
27. Stokes 1905 — Félire Óengusso Céli Dé. The Martyrology of Oengus the Culdee (1905). Ed. by Wh. Stokes. London: Henry Bradshaw Society, 474 p.
Об авторе
Н. Ю. ЖивловаРоссия
Нина Юрьевна Живлова, старший преподаватель
исторический факультет; кафедра древних языков
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Живлова Н.Ю. Энгус — Мак Ниссе — Каэман Брекк: образ святого "святейшего чина" в агиографии VII–XII веков. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(2):5-18. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-192. EDN: AOYAGX
For citation:
Zhivlova N.Yu. Áengus — Mac Nisse — Caemán Brecc: The Saint of the "Ordo Sanctissumus" in Hagiography from the Seventh to the Twelfth Century. Russian Journal of Church History. 2025;6(2):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-192. EDN: AOYAGX