"Голгофское христианство" архимандрита Михаила (Семенова, 1874–1915): изобретенный феномен "христианского модернизма" в России начала XX в.
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-202
EDN: UEFZZQ
Аннотация
Статья посвящена феномену "голгофского христианства", его формулированию, "изобретению" и реальному существованию в начале XX в., представленному через призму творчества архимандрита/епископа Михаила (Семенова, 1874–1915) — очень интересного персонажа религиозно- модернистского ландшафта Российской империи начала XX в. Исповедуя свободу творчества и некую внеобрядность/внеюрисдикционность, он, будучи в сане старообрядческого епископа, с единомышленниками (Ионой Брихничевым, Валентином Свенцицким и др.), попытался заинтересовать недовольных синодальной церковью неким "новым учением", возвращающим к первохристианству. Ими было проведено несколько собраний, которые современники и потомки будут называть движением "голгофских христиан". Акцент сделан на то, чтобы показать, что "голгофское христианство" существовало только в теории и на практике реального развития не получило. В данном случае движение "голгофских христиан" было больше "информационным шумом", чем реально существовавшей организацией (в отличие от других внутриконфессиональных групп, например, "свободных/социальных" христиан, создание которых современники приписывали архимандриту/епископу Михаилу). Все это ставит вопрос о специфике и характере "христианского модернизма" в России периода поздней империи.
Об авторах
А. Ю. МихайловРоссия
Михайлов Андрей Юрьевич — к.и.н., доцент (доцент), кафедра отечественной истории и архивоведения, Институт международных отношений, истории и востоковедения
Казань
В. А. Ступин
Россия
Ступин Василий Александрович — магистр богословия (МДА), референт
Кострома
Список литературы
1. Боченков 2016 — Боченков, В. (2016). По голгофским русским пригоркам, Север, (7-8).
2. Брихничев 1912 — Брихничев, Иона (1912). Что такое голгофское христианство? М.
3. Брихничев 1916 — Брихничев, Иона (1916). Новый Предтеча, Старообрядческая мысль, (11-12).
4. Волчков 2019 — Волчков, А., свящ. (2019). Раннехристианская община в античном полисе. М.
5. Воронцова 2013 — Воронцова, И. В. (2013). "Свободное христианство" епископа Михаила (Семенова) и "социальные" программы 1905–1915 гг. Гуманитарные науки в Сибири, (2).
6. Воронцова 2019 — Воронцова, И. В. (2019). "Заколдованный круг русского сознания…". Проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX — начала XX века. М.-СПб.
7. Карабинович 1914 — Карабинович, Г., свящ. (1914). Собрание статей по делу епископа Михаила Канадского. М.
8. Михаил 1907 — Михаил, архим. (1907). Исповедь, Наш понедельник, (5), от 17 декабря, 1.
9. Михаил, Из креста — огонь — Епископ Михаил [Семенов] (1910). Из креста — огонь: К 14 сентября, Новая земля, (1).
10. Михаил, Из области I — Епископ Михаил [Семенов] (1910). Из области новых религиозных движений, Новая земля, (5).
11. Михаил, Из области II — Епископ Михаил [Семенов] (1910). Из области новых религиозных движений, Новая земля, (6).
12. Михаил, Открытое письмо — Епископ Михаил [Семенов] (1910). Открытое письмо студенческому христианскому союзу, Новая земля, (13).
13. Панкратов 1911 — Панкратов, А. С. (1911). Ищущие Бога: очерки современных религиозных исканий и настроений, Т. 1. М.
14. Протоколы РФО-III 2009 — Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917 (2009). Т. 3: 1914–1917. М.
15. Свенцицкий, Будет ли — Свенцицкий, В. П. (1911). Будет ли когда-нибудь на земле "рай"? Новая земля, (21).
16. Свенцицкий, Когда же придет — Далекий друг [Свенцицкий, В. П.] (1910). Когда же придет настоящий день, Новая земля, (1).
17. Свенцицкий, Наши ближайшие задачи — Свенцицкий, В. П. (1911). Наши ближайшие задачи, Новая земля, (2).
18. Свенцицкий, Голгофа — Далекий друг [Свенцицкий, В. П.] (1910). Голгофа, Новая земля, (7).
19. Старый Друг 1912 — Старый Друг [Михаил (Семенов), еп.] (1912). †Архиепископ Николай, Современное слово, (1467), от 5 февраля.
20. Уайт 2016 — Уайт, Дж. (2016). Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки, Quaestio Rossica, 4., (4).
21. Флоровский 2005 — Флоровский, Г., прот. (2005). Христианство и цивилизация. СПб.
22. Хондзинский 2015 — Ходзинский, П. В. (2015). "Поле" конфессионализации: опыт приложения теории к русской духовной традиции, Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, (2 (63)).
23. Шагинян 1980 — Шагинян, М. С. (1980). Человек и Время. История человеческого становления. М.
24. Голос Самары 1910 — В мире старообрядцев (1910). Голос Самары, (45), от 25 февраля.
25. КалужЦОВ 1908 — Из хроники (1908). Калужский церковно-общественный вестник, (19).
26. Новое Время 1911 — Секта "голгофских христиан" (1911). Новое время, (12625), от 7 мая.
27. СимбЕВ 1912 — Секта голгофских христиан, как новый вид пропаганды социализма в России (1912). Симбирские епархиальные ведомости, (16), Отдел неофициальный.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлов А.Ю., Ступин В.А. "Голгофское христианство" архимандрита Михаила (Семенова, 1874–1915): изобретенный феномен "христианского модернизма" в России начала XX в. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(3):70-88. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-202. EDN: UEFZZQ
For citation:
Mikhailov A.Yu., Stupin V.A. "Golgotha Christianity" and Archimandrite Mikhail (Pavel Vasilyevich Semenov, 1874–1915): An Invented Phenomenon of "Christian Modernism" in Early Twentieth-Century Russia. Russian Journal of Church History. 2025;6(3):70-88. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-202. EDN: UEFZZQ