Перейти к:
Хризостом Пападопулос и богословский академический ландшафт России XIX века
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1-52
Аннотация
В этом сообщении я сосредоточусь на исследованиях архиепископа Афинского Хризостома Пападопулоса в России XIX в., особенно в области русской богословской академической науки. Это направление, с одной стороны, находилось под влиянием западной философии и протестантского богословия, с другой стороны, характеризуется эволюцией в богословских исследованиях, которым постепенно приписывается систематический характер перевода, изучения и публикаций трудов отцов Церкви. Что касается истории Церкви как академической дисциплины, то, по мнению автора сообщения, в российских высших духовных учебных заведениях она процветала в первую очередь благодаря выдающимся ученым, таким, как историк В. В. Болотов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Балтас Д. Хризостом Пападопулос и богословский академический ландшафт России XIX века. Российский журнал истории Церкви. 2021;2(1):24-30. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1-52
For citation:
Baltas D. Chrysostomos Papadopoulos and the Russian theological academic landscape of 19th century. Russian Journal of Church History. 2021;2(1):24-30. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1-52
В этом сообщении речь пойдет о богословских занятиях архиепископа Афинского Хризостома Пападопулоса (1868-1938)1 в двух духовных академиях России XIX в., Киевской и Санкт-Петербургской, в 1891-1893 гг. и 1893-1895 гг., и я буду говорить о духовном образовании в России конца XIX в., но сперва в общих чертах я обрисую отношения Х. Пападопулоса с Россией и этими академиями.
Прежде всего, следует отметить, что учеба Х. Пападопулоса в России была инициирована королевой Ольгой (1851-1926)2, которая “выразила желание, чтобы ее секретарь под ее покровительством организовал обучение в Святой Руси для самого прилежного из бедных студентов, изучающих богословие” [Νεαμονιτάκης 1969:26]. Секретарь королевы и преподаватель христианской археологии Георгий Ламбакис (1854-1914) [Καραθανάσης 2010:293-294] предложил тогдашнего молодого студента Богословского факультета Афинского университета Х. Пападопулоса.
В биографических очерках о Х. Пападопулосе не обозначены четко причины, по которым он предпочел проходить обучение в академиях Киева и Санкт-Петербурга, хотя в момент его приезда в Россию в Московской духовной академии преподавали два выдающихся церковных историка того времени — Е. Е. Голубинский (1834-1912) и А. П. Лебедев (1845-1908).
Добавлю, что и ранее рассматриваемого времени существовала практика богословского обучения греческих учеников и студентов в духовных академиях России. Фактически, сам архиепископ Х. Пападопулос приводит в пример Миcаила Апостолидиса (1789-1862), который “был отправлен в Россию в качестве представителя Церкви и правительства Греции по вопросам автокефальной церкви. Вместе с ним были направлены два ученика духовной школы Ризариос3, Алексиос Пападакис и Панайотис Роботис, за государственный счет и для обучения их в духовных академиях России” [Παπαδοπούλου 1919:79]. Другой характерный пример, который приводит сам Х. Пападопулос, это тот факт, что Директор школы [Ризариос] Сократис Колиатсос, в 1876 г. сравнивал ее с “русскими семинариями” [Ibid.]. Хотя сравнение школы Ризариос с духовными академиями и семинариями России довольно преувеличено, можно сказать, что два приведенных примера свидетельствуют о том, что Церковь проявляла интерес к обучению греческих богословов в духовных академиях России, а не только и исключительно на богословских факультетах западных университетов. Несомненно, данный вопрос представляет чрезвычайный интерес, поскольку, как правило, принимается в целом правильная точка зрения о том, что преподаватели, которые работали в богословских школах Греции на протяжении двух последних столетий, получали образование исключительно в римско-католических и протестантских университетах Западной Европы [Γιανναρᾶ 2006].
Выучив русский язык, Х. Пападопулос поступил сначала в Киевскую духовную академию (1891-1893), а затем и в Санкт-Петербургскую (1893-1895), где подготовил диссертацию под названием “Творения святого Иоанна Златоуста с филологической стороны” [Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Μητρ. 1923] (такое же название упоминается позднее [Παπαμιχαήλ 1931:3], [Νεαμονιτάκης 1969:29]), которая “была очень благосклонно встречена профессором В. Болотовым, а отрывок из нее был опубликован в журнале Академии” [Θεολογία 1938:394]4. Именно это название диссертации подтверждается соответствующей записью: Ch. Papadopulo, “Die Schriften des hl. Joannes Chrysostomos von der philologischen Seite” [Пападопуло 1895:411-421], в известном издании по византологии “Byzantinische Zeitschrift” за 1896 год. Однако примечательно, что в другом очерке о жизни и трудах Х. Пападопулоса эта же самая диссертация упоминается под другим названием: “О социальном и религиозном положении христианской общины конца IV — начала V в. по текстам святителя Иоанна Златоуста” [Κωνσταντινίδης 1968:417], без указания источника данной информации. Мне не известно, сохранился ли в Санкт-Петербургской духовной академии в том или ином виде полный текст диссертации Х. Пападопулоса. Однако в любом случае следует отметить, что В. Болотов (1854-1900)5, всемирно известный профессор церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, оценил работу очень высоко. Указывается так же, хотя и не во всех биографических материалах, что Х. Пападопулос не согласился с “назначением его преподавателем греческой словесности Санкт-Петербургской духовной академии” [Κωνσταντινίδου 1938:398]6.
Следует добавить, что интерес Х. Пападопулоса к русской церковной истории, как древней, так и современной, остается неизменным и после его возвращения из духовных академий России, что подтверждается его соответствующими исследованиями [Οἱ Πατριάρχαι 1906; Ἡ Ὀρθόδοξος Ρωσσική Ἐκκλησία 1922].
После краткого обзора взаимоотношений Х. Пападопулоса с духовными академиями России, куда он отправился учиться в конце XIX в., обратимся к вынужденно краткому изложению истории данных академий, а также их вкладу в развитие богословской науки.
В России XIX в. богословский академический ландшафт был весьма широк, если принять во внимание, что “помимо университетов, в России существовало большое количество других учебных заведений, занимающихся высшим образованием, большинство из которых не подпадало под юрисдикцию Министерства народного просвещения” [Schnitzler 1929:93].
В частности, в дореволюционной России действовали четыре духовные академии, старейшая из которых — Киевская, открытая в 1630 г. как коллегия и в 1701 г. реорганизованная как академия. Немаловажен и тот факт, что именно в Киеве “была основана первая типография, где в 1551 г. была напечатана Псалтирь, являющаяся древнейшим памятником русского типографского искусства” [Schnitzler 1929:76]. Что касается состояния и характера богословской науки в Киевской духовной академии, будет уместно сказать, что в ней не просто была представлена “теология в уроках философии” [Zenkovsky 1992:57], благодаря трудам Петра Могилы (1596-1647)7, но к тому же и позднее, во времена Паисия Величковского (1722-1794), “она несла на себе печать представлений о церковном образовании, сформированных под сильным влиянием римско-католического богословия, принятого митрополитом Киевским” [Ταχιάου 1964:23].
Киевская академия явилась образцом для московской Славяно-греко-латинской академии, основанной греками Иоанникием (1633-1717) и Софронием (1652-1730) Лихудами в 1685 г. Следует отметить, что ближе к концу XVII в. Петр Великий “начал проявлять интерес к Московской академии” [Hughes 2007:450], выпускники которой в XVIII в. занимали должности в государственной администрации. Несмотря на то, что в течение первых двух столетий своей работы московская академия не имела в своей программе систематических богословских курсов, в XIX в. она превратилась в Духовную академию8. После слияния учебных заведений систематическое богословское образование включало следующие дисциплины: Догматическое богословие, Церковная история и риторика, Каноническое право и Патрология, Толкование Священного Писания и др. Вехой в вопросах богословия стала фигура митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782-1867), который, по словам Георгия Флоровского, “был взращен в духе формализма традиционного богословского учения протестантской школы” [Florovsky 2001:191]. Однако же большой заслугой митрополита Филарета стало укрепление и поддержание инициативы монахов Оптиной пустыни по изданию русского перевода Священного Писания и сочинений святых отцов.
К 1721 г. относится основание Санкт-Петербургской духовной академии — высшего духовного учебного заведения, которое в 1809 г., в эпоху церковной реформы, было преобразовано в академию. Среди выпускников Академии были такие известные деятели Русской церкви, как Иоанн Кронштадтский (1829-1908), епископ Феофан (Говоров) (1815-1894), который, помимо прочего, был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а также Патриарх Тихон (1865-1925).
Казанская духовная семинария была основана в 1713 г., а в 1797 г. была переименована в академию. Данное учебное заведение достигло особого расцвета в XIX в. В отличие от вышеупомянутых духовных академий, Казанская академия, хотя и была организована по подобию Московской, сохраняла миссионерскую направленность из-за того, что большая часть населения региона — татары — исповедовала ислам, и государственная церковь выстраивала свою деятельность исходя из этого. К примеру, Казанская духовная академия выпустила первый русский перевод Корана, осуществленный Гордием Саблуковым (1804-1880).
Характерно, что в России в начале XIX в., помимо упомянутых академий, действовало 35 семинарий и 76 архиерейских школ, которые “в результате реформы 1884 года окончательно перешли в ведение епархиального архиерея” [Φειδᾶ 1997:319]. Таким образом, к моменту прибытия в Россию Х. Пападопулос имеет перед собой любопытный срез русской богословской академической науки и богатый выбор институций, в котором он может проводить свои богословские и исторические исследования. Однако, как в XVIII, так и в XIX вв., видно, что, несмотря на попытки вестернизации русской жизни и секуляризации институциональной церкви со стороны Петра Великого и, несмотря на отдельные проблемы (имеющие отношение к служащим, студентам и инфраструктуре), богословие в России занимает центральное место в духовном образовании. Интересно отметить, что в первые десятилетия XIX в. “в этих учреждениях [семинариях и академиях] насчитывается примерно 26 тыс. студентов и 427 преподавателей” [Schnitzler 1929:93].
Кроме того, у четырех духовных академий, на которые я ссылаюсь, есть некоторые общие черты. Во-первых, все они, несмотря на отдельные практические трудности, обеспечивали высокий уровень образования. Поэтому выпускники академий, которые в дальнейшем принадлежали к высшему и низшему духовенству (которое в общей сложности насчитывало примерно 97 тыс. человек к концу XIX в.), имели относительно хороший уровень образования.
Вторая характерная особенность, общая для духовных академий России XVII-XIX вв., состоит в том, что они в целом испытывали, в большей или меньшей степени, влияние западной философии. По мнению ряда исследователей, “их представители, все принадлежащие к духовенству, являлись носителями западной философии в России” [Lesourd 2010:25]. Однако с середины XIX в. наблюдается сдвиг в сторону изучения святоотеческого наследия, что проявляется в переводах на русский язык творений святых отцов Восточной Церкви (первых и последующих веков христианства), а также в научных исследованиях их мысли.
С данным сдвигом связана и третья описанная здесь и особенно важная общая характерная черта четырех академий, а именно введение и продвижение русского языка вместо латыни в преподаваении богословских дисциплин и в переводческо-издательской деятельности. В то же время, в учебных курсах академий сохраняется преподавание греческого и иврита, а также европейских и восточных языков.
Последней общей чертой четырех академий является тот факт, что они обладали абсолютной автономией в российской системе образования, поскольку богословская наука не была включена в учебную программу университета. С другой стороны, характерно, что “духовные академии, наряду с более ранними религиозными учебными заведениями, подготавливали большее количество преподавателей и студентов для высших светских школ, среди которых была Гимназия и Университет Академии наук” [Hughes 2007:451]. Однако, чтобы лучше понимать вопрос, следует разделять укрепление позиций государства в отношении Церкви в ходе реформаторской деятельности Петра Великого и развитие духовного образования в постпетровскую эпоху, особенно в XIX в.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Х. Пападопулос оказался в научной среде, в известной степени находившейся под влиянием западной философии и протестантского богословия, но для которой также характерно развитие богословской науки и постепенная систематизация переводов, изучения и распространения творений святых отцов. В тот период История церкви, предмет, интересовавший Пападопулоса, переживала расцвет в русских духовных академиях, особенно в Санкт-Петербургской, стараниями Василия Болотова.
Напоследок повторю, что российская академическая богословская научная среда, в которой обучался Хризостом Пападопулос, играла центральную роль в образовательных делах России.
Отношения и деятельность. Доклад автора на конференции, организованной Волосской богословской академией 02/04/2016, на тему: “Архиепископ Хризостом Пападопулос: Богословие и церковная жизнь в межвоенный период”.
Благодарности. Автор благодарит филолога-эллиниста Александру Горбачеву за помощь в переводе статьи на русский язык.
1. Хризостом I Пападопулос, архиепископ Афинский и всея Эллады (1923-1938); профессор Афинского университета, академик Афинской Академии наук, автор многих исторических трудов.
2. Ольга Константиновна, великая княжна, жена второго греческого короля Георга I.
3. Ризарийская богословская школа — государственное учебное заведение в Афинах (Греция). Идею создания школы высказал знаменитый греческий просветитель и богослов священник Константинос Иконому, который в 1814 г. убедил греческого купца и мецената Мантоса Ризариса направить большую часть своего состояния для создания в Афинах школы (академии) для обучения греческого духовенства. Официально школа была открыта в 1844 г. Первым директором школы стал греческий учёный и писатель Георгиос Геннадиос, а в период с 1894 по 1908 год учебным процессом руководил Нектарий (Эгинский) впоследствии канонизированный Элладской Церковью. Выпускники имеют право поступления в любые высшие учебные заведения Греции.
4. Ссылка была получена от К. Диовуниотиса.
5. Василий Болотов являлся выдающимся специалистом по Церковной истории. Его диссертация на тему “Учение Оригена о Святой Троице” была издана в Санкт-Петербурге в 1879 г. Болотов владел многими древними (древнегреческим, ивритом и латынью), а также и современными языками (арабским, коптским, новогреческим, французским, английским, немецким и итальянским). О Болотове и его трудах см., напр.: [Рубцов 1900; Бриллиантов, 1910; Тураев 1910].
6. Ссылка была получена от Гр. Папамихаила.
7. О трудах П. Могилы, спорных моментах его “Исповеди”, соответствующих обсуждениях и исправлениях Мелетия Сиригоса см.: [Παπαδοπούλου ἀρχιεπ. 1936-1937:28-29, 32].
8. В действительности в 1814 г., при проведении реформы духовного образования (1808-1814), академия прекратила существование; некоторые учащиеся (19 чел.) и преподаватели (4 чел.) были приняты в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой лавре (Славяно-греко-латинская академия. Большая российская энциклопедия. Москва, 30, 392) — Прим. ред.
Список литературы
1. Бриллиантов 1910 — Бриллиантов, А. (1910). Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк. тип. Меркушева, Санкт-Петербург. (In Russ.)
2. Пападопуло 1895 — Пападопуло, Х. (1895). Творения св. Иоанна Златоуста с филологической стороны. Христианское чтение. 3-4, 411-421. (In Russ.)
3. Рубцов 1900 — Рубцов, М. В. (1900). Василий Васильевич Болотов: биографический очерк. Тверь. (In Russ.)
4. Тураев 1910 — Тураев, Б. (1910). Заметки к краткой Эфиопской Хронике В. В. Болотова. тип. имп. Академии наук, С.-Петербург. (In Russ.)
5. Florovsky 2001 — Florovsky, G. (2001). Les voies de la théologie russe. trad. J.-L. Paleirne, Lausanne. (In Fr.)
6. Hughes 2007 — Hughes, L. (2007). Ἡ Ρωσία τήν ἐποχή τοῦ Μεγάλου Πέτρου. μετ. Μ. Παππᾶ, Ἐκδοτικός Ὀργανισμός Λιβάνη, Ἀθήνα. (In Greek)
7. Lesourd 2010 — Lesourd, Fr. (2010). Dictionnaire de la philosophie russe. L’ Age d’ Homme, Lausanne. (In Fr.)
8. Schnitzler 1929 — Schnitzler, S.H. (1929). Essai d’ une statistique générale de l’ Empire de Russie. Paris-St Pétersbourg. (In Fr.)
9. Zenkovsky 1992 — Zenkovsky, Β. (1992). Ηistoire de la philosophie russe. t. I, Editions Gallimard, Paris. (In Fr.)
10. Γιανναρᾶ 2006 — Γιανναρᾶ, Χρ. (2006). Ὀρθοδοξία καί Δύση στή νεώτερη Ἑλλάδα. Ἐκδόσεις Δόμος, Ἀθήνα. (In Greek)
11. Καραθανάσης 2010 — Καραθανάσης, Ἀ. (2010). Ὁ Ἀρχιεπίσκοπος Ἀθηνῶν καί πάσης Ἑλλάδος Χρυσόστομος Παπαδόπουλος ὁ Μαδύτιος. Θεολογία πα΄, τεῦχ. 1ο . (In Greek)
12. Κωνσταντινίδης 1938 — Κωνσταντινίδης Μ. Αρχιμ. Μιχ., (1938) Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, Ἀρχιεπίσκοπος Ἀθηνῶν καὶ πάσης Ἑλλάδος (1 Ἰουλίου 1868 — 22 Ὀκτωβρίου 1938). ΘΕΟΛΟΓΙΑ. Τόμος ΙΣΤ' (1938), Τεύχος 4, 367-408 (in Greek)
13. Κωνσταντινίδης 1968 — Κωνσταντινίδης, Ἰω. Χ. (1968). “Χρυσόστομος Α΄”. ΘΗΕ, τ. 12ος, Ἀθῆναι. (In Greek)
14. Νεαμονιτάκης 1969 — Νεαμονιτάκης, Χ. Ι. (1969). Χρυσόστομος Α. Παπαδόπουλος, Ἀρχιεπίσκοπος Ἀθηνών καί πάσης Ἑλλάδος (1868-1938). Ἀθῆναι. (In Greek)
15. Ἡ Ὀρθόδοξος Ρωσσική Ἐκκλησία 1922 — (1922). Ἡ Ὀρθόδοξος Ρωσσική Ἐκκλησία κατά τήν νέαν αὐτῆς ὀργάνωσιν. Ἀλεξάνδρεια. (In Greek)
16. Οἱ Πατριάρχαι 1906 — (1906-1907). Οἱ Πατριάρχαι Ἱεροσολύμων ὡς πνευματικοί χειραγωγοί τῆς Ρωσσίας κατά τόν ιζ΄ αἰῶνα. Νέα Σιών, 3, 4, 5. (In Greek)
17. Παπαδοπούλου 1919 — Παπαδοπούλου, Χρυσ. Α., (1919). Ἱστορία τῆς Ριζαρείου Ἐκκλησιαστικῆς Σχολῆς. Ἐν Ἀθήναις. (In Greek)
18. Παπαδοπούλου ἀρχιεπ. Χρυσ. Α΄ 1936-1937 — Παπαδοπούλου, ἀρχιεπ. Χρυσ. Α΄ (1936-1937). Ἐξωτερικαί ἐπιδράσεις ἐπί τῆς ὀρθοδόξου θεολογίας κατά τόν ιστ΄ καί ιζ΄ αἰῶνας. Ἐπιστημονική Ἐπετηρίς Θεολογικῆς Σχολῆς Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν. (In Greek)
19. Παπαμιχαήλ 1931 — Παπαμιχαήλ, Γ. Χ. (1931). Ἐναίσιμα ἐπί τῇ τριακοστῇ πέμπτῃ ἐπετηρίδι τῆς ἐπιστημονικῆς δράσεως τοῦ Μακ. Χρυσ. Παπαδοπούλου ἀρχιεπ. Ἀθηνῶν καί πάσης Ἑλλάδος. ἐπεμελήθη καί ἐξέδωκε Γρηγόριος Χ. Παπαμιχαήλ, Ἀθῆναι. (In Greek)
20. Ταχιάου 1964 — Ταχιάου, Ἀντ.-Αἰμ. (1964). Ὁ Παΐσιος Βελιτσκόφσκι (1722-1794) καί ἡ ἀσκητικοφιλολογική σχολή του. Θεσσαλονίκη. (In Greek)
21. Φειδᾶ 1997 — Φειδᾶ (1997). Ἐκκλησιαστική ἱστορία τῆς Ρωσσίας (988-1988). Ἀποστολική Διακονία τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, Ἀθῆναι. (In Greek)
22. Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Μητρ. 1923 — Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Μητρ. (1923). Ἀθηνῶν Ἀναγραφή συγγραφῶν καί δημοσιευμάτων (1890-1923). Τύποις Φοίνικος, Ἀθῆναι. (In Greek)
Рецензия
Для цитирования:
Балтас Д. Хризостом Пападопулос и богословский академический ландшафт России XIX века. Российский журнал истории Церкви. 2021;2(1):24-30. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1-52
For citation:
Baltas D. Chrysostomos Papadopoulos and the Russian theological academic landscape of 19th century. Russian Journal of Church History. 2021;2(1):24-30. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1-52