Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск

Заметки Г. Г. Карпова о поездке Патриарха Алексия I (Симанского) на Ближний Восток в мае-июне 1945 года

https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-140

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В публикации вводятся в научный оборот документы из внутреннего делопроизводства Совета по делам Русской Православной Церкви, связанные с подготовкой и осуществлением визита делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) на Ближний Восток и в Египет в маеиюне 1945 г. Один из публикуемых документов представляет собой заметки председателя Совета Г. Г. Карпова о подготовке и ходе визита. По сути, это дневник поездки, в котором нашли отражение ранее неизвестные эпизоды. В другом документе собраны переводы всех заметок иностранной печати о визите, которые предоставил Совету ТАСС. Особое внимание в данных документах привлекают тот резонанс, который визит имел на Ближнем Востоке, а также то, как церковные и политические деятели интерпретировали перспективы международной активности Московского Патриархата, в частности, его возможные претензии на статус центра вселенского православия. Документы публикуются впервые.

Для цитирования:


Беглов А.Л. Заметки Г. Г. Карпова о поездке Патриарха Алексия I (Симанского) на Ближний Восток в мае-июне 1945 года. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):116-136. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-140

For citation:


Beglov A.L. Notes by G. G. Karpov on the trip of Patriarch Alexy I (Simansky) to the Middle East in May-June 1945. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):116-136. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-140

Среди исследователей сегодня существует консенсус относительно того, что главным мотивом советского руководства при изменении религиозной политики в 1940-е гг. была мобилизация авторитета отечественных религиозных объединений, прежде всего Православной церкви для целей внешней политики [Васильева 1999; Чумаченко 1999; Шкаровский 1999; Волокитина, Мурашко, Носкова 2008; Болотов 2011; Одинцов, Кочетова 2014; Роккуччи 2016]. При этом приоритеты советского руководства менялись в течение "нового курса" и прошли несколько этапов. В начале Великой Отечественной войны церковные каналы были важны для налаживания отношений с союзниками, затем в поле зрения советского руководства вошли православные церкви Восточной Европы и, наконец, во второй половине 1940-х гг. лидирующим стало ближневосточное направление церковных внешнеполитических связей [Беглов 2018:104-129].

Важной вехой, обозначившей новое направление интересов советских лидеров, стали события первой половины 1945 г.: поместный собор Русской Православной Церкви 31 января — 4 февраля 1945 г., на котором присутствовали представительные делегации Православных поместных церквей, в том числе Восточных патриархатов, а затем — ответный визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием I (Симанским)1 в Сирию, Ливан, Палестину и Египет. Этот визит проходил с 28 мая по 26 июня 1945 г. и был первым в истории Русской Церкви посещением ее предстоятелем Святой Земли и других стран Ближнего Востока.

Поездка Патриарха Алексия I и его спутников уже привлекала внимание исследователей [Платон 1999:59-63; Болотов 2011:167-169; Каиль 2017:19-39; Каиль 2020:4-15]. Между тем ряд ее деталей по-прежнему нуждается в уточнении. Настоящая публикация вводит в научный оборот два документа из архива Совета по делам Русской Православной Церкви (позднее — Совета по делам религий) при Совете народных комиссаров (Совете министров) СССР. Это заметки председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова2 о поездке патриарха на Ближний Восток, а также — справка о публикациях зарубежной прессы об этом визите. Оба документа являлись частью внутренней документации Совета и не предназначались для передачи в вышестоящие инстанции, хотя служили справочным материалом при составлении таких записок и отчетов3. Заметки Г. Г. Карпова, по сути, представляют собой дневник поездки, который велся в Совете. Они раскрывают внутреннюю кухню подготовки и сопровождения патриаршего визита и именно поэтому представляют особый интерес4.

Справка об откликах зарубежной печати содержит свод переводов соответствующих публикаций. В основном они носят информационный характер, но отдельные публикации сосредотачиваются на восприятии визита церковными и светскими элитами Ближнего Востока, дают не отраженные в других документах высказывания членов делегации и их визави, неожиданным образом расставляют политические акценты. В этой справке мы видим весь корпус цитат, которыми оперировал Совет. Некоторые из них были включены в заметки Г. Г. Карпова о визите, а также в отчетные документы о поездке, направлявшиеся в вышестоящие инстанции.

Обратим внимание на некоторые нюансы, рельефно выступающие в этих документах. Прежде всего бросается в глаза широкий резонанс, который имел этот визит. Делегация Русской Церкви привлекала внимание не только практически всех религиозных групп тех стран, по которым пролегал ее маршрут, но и политических и общественных лидеров: в Палестине патриарх встречался с главой британской администрации, в Египте в его честь устроили приемы король Фарук и один их лидеров арабской христианской общины. На внимание, прикованное к русской церковной делегации, с удовлетворением смотрели в Москве. Г. Г. Карпов подчеркивал его в своих записках руководству страны. Здесь считали нужным оповестить о нем более широкие круги советской общественности: по договоренности с ТАСС информация о визите регулярно печаталась в "Известиях" (см. комментарий к документу № 1). Такой резонанс подтверждал эффективность церковных дипломатических каналов и позволял думать о дальнейших планах.

С окончанием войны задачи коммуникации с союзниками отходили на второй план. Московский патриарший престол теперь рассматривался как центр восточноевропейского православия, а в перспективе, возможно, и вселенского. Разговоры о том, что Москва могла бы принять на себя эту роль, начали звучать уже в январе 1945 г. — на соборе Русской Церкви, избравшем митрополита Алексия (Симанского) на патриарший престол. Во время поездки Патриарха Алексия на Ближний Восток эти голоса зазвучали с новой силой. В Москве к ним прислушивались с большим вниманием и готовы были воспринимать их всерьез, а не как элемент пышной восточной риторики, обращенной к высокому гостю.

Характерны в этом отношении пространные сообщения корреспондента Агентства Франс Пресс от 4 и 12 июня (см. документ № 2). В сообщении от 4 июня корреспондент излагает суждения неназванного "высшего духовного лица православной церкви". Этот иерарх отметил, что Москва может заменить Константинополь в качестве центра мирового православия, причем само православие должно получить "статус централизованной организации по типу католической церкви", также ожидалось, что Московский патриарший престол продолжит усилия Константинопольского Патриархата по объединению Англиканской и Православной Церквей. Был отмечен и антиватиканский вектор новой системы всеправославного единства под эгидой Москвы [ср.: Васильева 1999:156-159; Волокитина 2018:339-360].

Ключевым вопросом при интерпретации данного сообщения становится вопрос о том, кто именно был этим "высшим духовным лицом". Крайне сомнительно, что столь амбициозную программу мог озвучить в беседе с иностранным журналистом сам Патриарх Алексий или кто-то из членов московской делегации. Скорее, в этом сообщении мы имеем дело с изложением слов кого-то из восточных патриархов или их окружения. Это кажется тем более вероятным, что аналогичные заявления с их стороны, по сведениям Г. Г. Карпова, прозвучали на встрече Патриарха Алексия с патриархами Иерусалимским, Александрийским и Антиохийским в Иерусалиме, а Патриарх Тимофей5 даже призвал советское правительство выступить с инициативой о созыве Вселенского собора в Москве [РПЦ в годы Великой Отечественной войны:431-432]. В какой степени эти заявления были искренними, а не продиктованными желанием получить новые субсидии от советских властей, говорить пока затруднительно, но в Москве, как было сказано, к ним относились серьезно.

В своем сообщении от 12 июня корреспондент Франс Пресс изложил свою беседу с Патриархом Алексием, приведя обширные цитаты из его высказываний. Прежде всего бросалась в глаза оценка роли Сталина, данная в этом интервью. Она повторяется в сообщениях зарубежной прессы несколько раз и потребовала даже отдельного комментария Г. Г. Карпова, который предположил, что слова патриарха были искажены. Это прежде всего касалось якобы сказанной Сталиным фразы о том, что он хочет видеть сильную Православную церковь. В Москве подлинность этого высказывания представлялась крайне сомнительной, а вот на Ближнем Востоке оно запомнилось. Так, отголоском именного этого интервью Патриарха Алексия была речь митрополита Ливанского Илии (Карами) (Антиохийская Церковь), произнесенная в Москве в июле 1948 г. [Васильева 1999:179-180].

Менее сенсационным, но более значимым было другое высказывание Патриарха Алексия, приведенное корреспондентом Франс Пресс. Патриарх поспешил дезавуировать утверждение неназванного восточного иерарха о том, что Москва строит "православный Ватикан". Он подчеркнул, что речь идет только об укреплении духовного единства православных церквей, а Русская Церковь "не хочет быть инструментом никакой политической экспансии". Таким образом, ее предстоятель постарался успокоить опасения возникшие после публикации сообщения от 4 июня. Однако вряд ли это ему удалось в полной мере. Подозрительность в отношении церковной дипломатии советской стороны усиливалась по мере углубления противоречий между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

Представленные документы были выявлены в архивном фонде Совета по делам Русской Православной Церкви и публикуются впервые. Документ № 1 датируется по дате документа № 2. Реконструкции публикатора помещаются в квадратные скобки.

1.

[20 июня 1945 г.]

Заметки

о поездке патриарха Алексия на Ближний Восток
и митрополита Николая на Ближний Восток и в Англию.

Вопрос о поездке патриарха Алексия с церковной делегацией на Ближний Восток, а именно: в Сирию, Ливан, Египет и Палестину и поездке митрополита Николая в Лондон, был поставлен Советом перед Председателем Совнаркома товарищем Сталиным запиской № 121/с от 3/V с.г. Санкция была получена 4 мая с.г.6

Патриарха Алексия сопровождают: митрополит Крутицкий Николай7, архиепископ Тульский и Белевский Виталий8, протопресвитер Николай КОЛЧИЦКИЙ 9, священник ЗЕРНОВ10, протодиакон ТУРИКОВ11, иподиакон Сергей КОЛЧИЦКИЙ12, иеромонах Иувеналий 13.

Кроме того, в качестве обслуживающих патриарха, митрополита Николая и архиепископа Виталия, выехали: секретарь патриарха ИСТОМИН Николай Георгиевич и слуги САМОЙЛОВ Николай Алексеевич, КОВАЛЕВ Иван Алексеевич, ГНУСАРЕВ Федор Михайлович 14.

24 мая заместитель заведующего Ближневосточным отделом НКИД СССР тов. ИВАНОВ Н.П. провел беседу-консультацию с патриархом, митрополитом Николаем, архиепископом Виталием и протопресвитером КОЛЧИЦКИМ, дав элементарное ознакомление со странами Ближнего Востока (климат, пути сообщения, местные обычаи и нравы, этикеты, валюта и цены и т.п.).

25 мая руководящие лица (те же, что и при беседе с тов. ИВАНОВЫМ) получили в Совете лично от меня необходимые советы и указания в соответствии с программой их пребывания в странах Ближнего Востока и в соответствии с вопросами, подлежащими обсуждению или разрешению с Восточными патриархами.

26 мая такая же беседа проведена мною с митрополитом Николаем по условиям его поездки в Англию.

26 мая с.г. в 23 ч. 30 м. мною было доложено тов. МОЛОТОВУ15 о состоявшейся подготовке к отъезду делегации и были получены соответствующие указания (об обеспечении полета, о связи с посольствами, об обеспечении информации).

27 мая в Богоявленском патриаршем соборе 16 патриарх Алексий, в присутствии всего состава делегации после литургии отслужил молебен, а в 3 часа дня в тот же день в Патриархии17 был устроен прощальный обед, на котором я был по приглашению патриарха Алексия.

28 мая в 3 ч. 30 м. ночи специально предоставленный самолет Гражданского Воздушного Флота с центрального аэродрома в Москве18 поднялся в воздух. Летчик — тов. НОВИКОВ.

Патриарха и делегацию провожали: я, зам. Председателя Совета тов. БЕЛЫШЕВ, некоторые сотрудники Патриархии и семья КОЛЧИЦКОГО.

28 мая в 11 ч. 10 м. утра самолет благополучно прибыл в Баку.

28 мая в 13 ч. 10 м. самолет поднялся в воздух.

28 мая в 15 ч. 45 м. самолет благополучно прибыл в Тегеран.

29 мая мною была получена телеграмма от патриарха Алексия о благополучном прибытии в Баку, а также сообщалось, что все здоровы и благодарят за внимание и содействие.

29 мая получена телеграмма от Уполномоченного Совета по Азербайджанской ССР тов. ЛАШМАНОВА19, что патриарха и спутников он встретил и проводил 28 мая.

31 мая из Наркоминдела по телефону мне сообщили, что 28 мая в Тегеран прибыла делегация с патриархом Алексием и 29 мая — первая группа в составе 7 человек, во главе с патриархом Алексием, вылетела на английском самолете в Дамаск, а вторая группа должна вылететь из Тегерана 31 мая.

В Тегеране патриарха и его спутников встречали: священник, представители греческо-русской общины, духовенство армянской церкви и ответственные сотрудники советского посольства.

30 мая мною была получена телеграмма от патриарха Алексия из Багдада:

"В Багдаде пьем кофе. В Дамаске будем через два часа. Чувствуем себя все прекрасно".

31 мая в 18 ч. мне позвонил помощник тов. МОЛОТОВА по Наркоминделу — тов. ПОДЦЕРОБ20 и сообщил, что гостиница в Дамаске, где остановились патриарх и делегация, была обстреляна французскими войсками, в связи с возникшими в Сирии беспорядками.

Из Бейрута в Дамаск выехал посланник СССР тов. СОЛОД21 для принятия мер.

31 мая в 23 ч. позвонил мне тов. ПОДЦЕРОБ и сообщил, что тов. СОЛОД из Бейрута телеграфировал, что патриарх и делегация вывезены в безопасное место.

1 июня получена телеграмма от патриарха Алексия из Бейрута от 31 мая, 9 ч. 20 м., следующего содержания:

"Прибыли во вторник в Дамаск. Сегодня, благодаря энергии нашего посла СОЛОД, прибыли в Бейрут. Завтра будем в Иерусалиме".

31 мая. ТАСС. Бейрут. Сообщается: патриарх Алексий, митрополит Николай и другие (всего 8 человек) прибыли в Дамаск 28 мая, где провели одни сутки. 30 мая они прибыли в Бейрут и 31 мая в 6 ч. утра выехали в Иерусалим. Самочувствие у всех хорошее несмотря на то, что, будучи в Дамаске, они попали под обстрел, будучи в гостинице "Ориент-Палас", которая находилась в зоне ожесточенного столкновения. Эта гостиница в настоящее время сильно повреждена артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем. Советский посланник в Сирии и Ливане СОЛОД лично руководил отъездом делегации из Дамаска. Сегодня, 31 мая, ожидается прибытие в Дамаск остальных пяти членов делегации.

2 июня мною дана большая телеграмма патриарху Алексию, в которой подтверждалось своевременное получение его телеграммы, об отъезде его сестры Анны Владимировны22 в Ленинград, о благополучии в доме Колчицкого и в доме митрополита Николая, а также о благополучии в Патриархии, и о смерти жены протодиакона ТУРИКОВА.

3 июня. ТАСС. Лондон. Корреспондент агентства АФИ из Иерусалима сообщает‚ что патриарх Алексий принял 3 июня делегации всех церквей и религиозных общин Палестины, с которыми имел продолжительную беседу. Широко была представлена католическая церковь. Два великих палестинских раввина представляли евреев23. В делегацию мусульман входили председатель и большинство членов высшего мусульманского совета Палестины 24. Также были представлены делегации англиканской, абиссинской и армянской церквей.

4 июня получена телеграмма из Иерусалима от 1 июня следующего содержания:

"Вчера прибыли в Иерусалим. Идут торжественные встречи. Все хорошо. Отеческий привет всем. Патриарх Алексий".

4 июня я позвонил Ответственному руководителю ТАСС тов. ПАЛЬГУНОВУ25, что считал бы желательным печатать в газете "Известия" сообщения корреспондентов ТАСС о пребывании делегации на Ближнем Востоке26.

4 июня корреспондент ТАСС из Каира сообщал‚ что патриарх Алексий был принят английским верховным комиссаром в Палестине лордом ГОРТ 27 и другими высокопоставленными лицами.

5 июня, как видно было из сообщений ТАСС, патриарх Алексий совершил водосвятие в Иордани 28.

6 июня ТАСС сообщал‚ что патриарх Алексий прибыл со своими спутниками в Каир и вместе с ними в Каир приехал патриарх Антиохийский Александр-III29.

7 июня мною была дана большая шифрованная радиотелеграмма митрополиту Николаю через посланника СССР в Каире ЩИБОРИНА30, в которой я сообщал митрополиту Николаю текст полученной мною из Лондона программы их пребывания в Англии.

8 июня получена телеграмма от патриарха Алексия из Каира от 6 июня 19 ч. 00 м. следующего содержания:

"Благополучно прибыли в Каир 6 июня все вместе. Благодарим за сообщение. Привет всем".

8 июня мною получена телеграмма от патриарха Алексия из Иерусалима от 6 июня следующего содержания:

"В Иерусалиме встретили большое внимание со стороны патриарха‚ правительства‚ духовенства и народа. Во вторник 5 июня поездом выехали в Каир".

11 июня ТАСС. Лондон. Митрополита Николая и сопровождающих его лиц на вокзале в Лондоне встречал архиепископ Иор[к]ский доктор ГАРБЕТТ31.

12 июня получена мною телеграмма от митрополита Николая, в которой он сообщал, что 11 июня благополучно прибыли в Лондон.

12 июня. ТАСС. Бейрут. На заседании Совета министров ливанского правительства разработана программа церемоний приема патриарха Алексия, приезд которого ожидается со дня на день. ТАСС сообщал, что он будет гостем православно-греческой общины в Бейруте.

12 июня. ТАСС. Париж. Патриарх Московский и всея Pyси Алексий, совершающий поездку по Ближнему Востоку и знакомящийся с деятельностью православных церквей‚ в беседе с одним журналистом‚ заявил:

"СТАЛИН придает огромное значение величию и славе православной церкви. Он предоставил нам все, что мы у него просили. Он хочет‚ чтобы православная церковь была сильной. Однажды он сказал: "Это для меня вопрос государственного значения"".

Примечания: 1) Предполагаю‚ что заявление патриарха Алексия несколько извращено корреспондентом.

2) Последующие материалы ТАСС, a также некоторые сообщения ТАCC и ранее поступившие, в данную запись не вносятся и находятся в делах тов. БЕЛЫШЕВА 32.

13 июня мною получена телеграмма от патриарха Алексия из Александрии от 12 июня, 21 ч. 21 м.:

"В понедельник утром мы прибыли в Александрию. Вчера митрополит Николай и два священника самолетом отбыли в Лондон. Все хорошо. Хотим возвращаться. Наш привет".

18 июня из НКИД Заведующий отделом Ближневосточных стран тов. САМЫЛОВСКИЙ33 сообщил мне‚ что‚ по сообщению посольства в Каире‚ патриарх и его спутники выехали из Каира в Бейрут 15 июня. В Бейруте будут 16 и предполагают пробыть там 4 дня. 20 и 21 июня могут вылететь из Тегерана в Москву.

18 июня я договорился с начальником Управления Гражданского Воздушного Флота маршалом АСТАХОВЫМ 34, что к 20 июня пошлют в Тегеран специальный самолет. Я предупредил тов. АСТАХОВА‚ что необходима особая предупредительность и желательно, чтобы летчиком был т. НОВИКОВ [который был летчиком] на самолёте, который доставил патриарха в Тегеран.

18 июня из НКИД заведующий Английским отделом тов. ЕРОФЕЕВ35 сообщил мне, что митрополит Николай, находящийся в Лондоне, просит обеспечить его приезд в Москву к 21 июня, причем до Стокгольма или до Гельсинки он поедет на английском самолете.

18 июня я договорился с тов. АСТАХОВЫМ‚ что к 20 июня пошлют самолет из Москвы в Гельсинки.

19 июня тов. ЕРОФЕЕВ из Гражданского Воздушного Флота сообщил мне‚ что в 3 ч. 30 м. из Москвы вылетел самолет в Тегеран, под управлением летчика БЕНЬКУНСКОГО и в 14 часов 20 минут того же 19 числа приземлился в Тегеране.

Если патриарх 20 июня прибудет в Тегеран‚ то 21 июня вылетит и прибудет в Москву.

19 июня тов. БАРАНОВ из Гражданского Воздушного Флота сообщил мне‚ что самолет за митрополитом Николаем вылетит из Москвы в Гельсинки 20 июня.

ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 67. Лл. 11–16. Подлинник, машинопись. На первой странице карандашная помета: "Белышеву / Учтено".

2.

20 июня 1945 г.

Секретно

Экз. № 1

Справка

по материалам ТАСС об откликах заграничной прессы в связи
с посещением патриархом Московским и всея Руси Алексием
стран Ближнего Востока.

О выезде делегации русского духовенства на Ближний Восток.

Из Москвы на Ближний Восток выезжает многочисленная делегация русского духовенства, которая посетит патриархов Константинополя, Иерусалима и Александрии.

Предстоящий приезд представителей русской православной церкви на Ближний Восток.

Париж, 28 мая. В Иерусалиме ожидают в ближайшие дни приезда патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Московского36 Николая, епископа Тулы и сопровождающих их лиц. Представители русской православной церкви проведут 15 дней в Египте, посетят Александрию.

Посещение русскими духовными лицами Ближнего Востока очень важное событие, так как оно послужит укреплению связи между русской православной церковью и православными церквами Ближнего Востока.

Бейрут. На заседании совета министров ливанское правительство разработало программу церемоний приема русского патриарха Алексия, приезд которого ожидается со дня на день. Он будет гостем православной греческой общины в Бейруте.

К поездке патриарха всея Руси Алексия на Ближний Восток.

Париж, 30 мая. Патриарх всея Руси Алексий выехал из Москвы на Ближний Восток, где он намеревается посетить патриархов Иерусалима, Александрии и Антиохии. Русский патриарх проведет некоторое время в Бейруте и Дамаске, а затем выедет в Лондон, чтобы ответить на любезное приглашение архиепископа Кентерберийского37.

Пребывание в Тегеране патриарха всея Руси Алексия.

Тегеран, 29 мая. 28 мая в Тегеран прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который по приглашению патриархов и церковных делегатов, присутствовавших на поместном соборе русской православной церкви, состоявшемся 31 января — 2 февраля 1945 года в Москве, направляется с ответным визитом в Палестину, Сирию, Ливан и Египет. Патриарха сопровождают митрополит Николай, архиепископ Виталий и другие духовные лица.

На аэродроме патриарха встречали ответственные сотрудники советского посольства в Тегеране, глава индо-иранской епархии38 армяно-грегорианской церкви, верховный архимандрит Ваган Костаньян39 в сопровождении многочисленных представителей армяно-грегорианской общины, а также представители православной церкви в Тегеране.

29 мая патриарх и сопровождающие его лица, направляясь в Иерусалим, вылетели в Дамаск.

К пребыванию патриарха Алексия в Бейруте.

Патриарх Москвы и всея Руси Алексий отслужил молебен в бейрутском соборе. Патриарх Алексий присутствовал на завтраке‚ данном президентом Ливана.

Сегодня патриарх принял дипломатических представителей и руководителей православных общин.

Поездка патриарха Алексия в страны Ближнего Востока.

Бейрут, 31 мая. Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Николай и сопровождающие их лица (всего 8 человек) прибыли 28 мая в Дамаск, где они провели одни сутки, 30 мая днем они прибыли в Бейрут и 31 мая в 6 часов утра выехали в Иерусалим.

Самочувствие у всех хорошее, несмотря на то что, будучи в Дамаске они попали под обстрел, так как остановились в гостинице "Ориент палас", которая находилась в районе ожесточенных столкновений. Эта гостиница в настоящее время сильно повреждена артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем.

Советский посланник в Сирии и Ливане тов. Солод лично руководил отъездом делегации из Дамаска и дальнейшим их отъездом из Бейрута.

Сегодня ожидается прибытие в Дамаск остальных пяти членов делегации.

Прибытие патриарха всея Руси Алексия в Иерусалим.

Браззавиль, 1 июня. Согласно полученным сведениям‚ русский патриарх прибыл в Иерусалим.

Пребывание в Иерусалиме патриарха Алексия.

Лондон, 31 мая. По сообщению иерусалимского корреспондента агентства Рейтер, патриарх Московский и всея Руси Алексий сегодня присутствовал на пышной церемонии в церкви, находящейся при священной гробнице 40. Одетый в яркие золотые одеяния, он помолился у гроба Христа, а затем взошел на греческий патриарший престол. Иерусалимский патриарх греческой ортодоксальной церкви обратился к нему с приветственной речью.

Патриарх Алексий направляется в Англию41 для того, чтобы нанести визит в ответ на посещение архиепископом Иор[к]ским русской церкви в 1943 году.

По пути в Палестину патриарх Алексий проезжал через Дамаск и находился там в те дни, когда происходил обстрел города. В Дамаске он нанес ответные визиты представителям греческого патриархата на Ближнем Востоке, присутствовавшим на избрании его патриархом.

Прием Алексием представителей духовенства.

Лондон, 3 июня. Как передает корреспондент агентства АФИ из Иерусалима, патриарх всея Руси Алексий принял сегодня делегации всех церквей и религиозных общин Палестины, с которыми имел продолжительную беседу. Широко представлена была католическая церковь. Два великих палестинских раввина представляли евреев. В делегацию мусульман входили председатель и большинство членов Высшего мусульманского совета Палестины. Делегации послали также англиканская‚ абиссинская и армянская церкви.

Заявление патриарха Алексия.

Патриарх всея Руси Алексий, по прибытии в Иерусалим, заявил, что французские власти в Дамаске сделали все возможное, чтобы предохранить его от опасности. Посланник Советского Союза в Сирии добился прекращения огня на некоторое время для того, чтобы облегчить отъезд русского патриарха из города.

Агентство АФИ о пребывании в Иерусалиме патриарха всея Руси.

Лондон, 5 июня. Как передает агентство АФИ из Иерусалима, патриарх всея Руси, который утром 4 июня совершал водосвятие на Иордане, днем принял некоторых членов русской колонии в Палестине. Патриарх выедет из Палестины 5 июня и прибудет в Каир 6 июня.

Патриарх Алексий выехал из Иерусалима.

Патриарх всея Руси Алексий выехал вчера из Иерусалима в долину Иордана.

Корреспондент Франс Пресс о поездке патриарха Алексия.

Париж, 4 июня. Каирский корреспондент агентства Франс Пресс передает:

Официальное посещение московским патриархом различных восточных православных Церквей не только благочестивое паломничество или жест вежливости со стороны главы русской церкви по отношению к патриархам Востока, которые прибыли в СССР на его выборы. Визит носит политический характер, который разъяснило мне в следующих выражениях одно из высших духовных лиц православной церкви:

Во-первых, историческое развитие свело до простого воспоминания превосходство константинопольского патриарха, и православные верующие всего мира все больше и больше обращают свои взоры к Москве.

Во-вторых, непосредственные связи, зародившиеся сейчас между московской церковью и национальными православными церквами — греческой, болгарской, югославской и другими, побуждают к тому, чтобы православие получило статут централизованной организации по типу католической церкви. Имеет значение тот факт, что в этот же момент советская печать делает резкие выпады против Ватикана, обвиняя его в терпимости, если не в помощи фашизму42.

В-третьих, московский патриарх возобновляет усилия константинопольских патриархов, которые на протяжении последних 50 лет пытались объединить английскую церковь с православной.

Патриарха сопровождает митрополит Киевский43. По окончании поездки по Востоку он направится в Лондон как делегат от Советского Союза в Комиссии по расследованию военных преступлений44. Без сомнения, он укрепит контакт с английской церковью.

Отъезд патриарха Алексия из Иерусалима.

Лондон, 6 июня. Как передает корреспондент агентства АФИ из Иерусалима, вчера после полудня патриарх Алексий‚ сопровождающие его лица и патриарх Антиохийский выехали из Иерусалима в Каир.

Прибытие патриарха всея Руси Алексия в Каир.

Каир, 6 июня. Сегодня в 9 часов утра из Палестины прибыл в Каир патриарх Алексий. На главном вокзале патриарха встречали члены советской миссии в Каире во главе с посланником Щибориным, высшие лица местного православного духовенства во главе с патриархом Христофором 45, эмир Латфаллах46, представители общественных организаций и представители печати.

На вокзале находилось много людей, которые тепло приветствовали патриарха.

Пребывание в Каире патриарха Алексия.

Каир, 6 июня. Прибыв в Каир, патриарх Московский и всея Руси Алексий, посетил королевский дворец. Затем в честь прибытия патриарха Алексия состоялась церковная служба в церкви св. Николая под руководством патриарха Александрийского Христофора II.

На время пребывания в Каире патриарху Алексию был любезно предоставлен дворец принца Лютфалла. Все вечерние газеты на видном месте опубликовали сообщение о приезде патриарха Алексия в Каир и поместили его фотографию.

Пребывание патриарха Алексия в Каире.

Каир, 7 июня. Сегодня патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении представителей высшего духовенства посетил египетский музей, пирамиды и коптский монастырь святого Георгия.

Вечером в армянской патриархии состоялся прием в честь патриарха Алексия.

К пребыванию патриарха всея Руси Алексия в Иерусалиме.

Лондон, 6 июня. Корреспондент агентства Рейтер передает из Иерусалима:

"Первым результатом визита патриарха всея Руси Алексия в Иерусалим будет ликвидация русской раскольничьей церкви — заявили православные греческие круги47. Раскольничья церковь была создана русскими эмигрантами, которые не желая признавать патриарха‚ созвали священный синод в Карловицах (Югославия) и организовали эту церковь во главе с митрополитом Анастасием. Белогвардейцы создали подобные церкви в Белграде, Париже, Вене, Берлине, Соединенных Штатах Америки и в Палестине. В январе 1945 года раскольничьи церкви признали Патриарха всея Руси, которому заявили о своем желании положить конец расколу. Однако‚ раскольничья церковь в Палестине отказалась присоединиться к этому акту и под руководством священника Антония 48 (по происхождению поляка)49‚ известного здесь, главным образом, своим поразительным сходством с Распутиным, продолжала вести пропаганду против патриарха.

Во время пребывания патриарха в Иерусалиме Антоний50 закрыл несколько церквей с тем, чтобы патриарх не мог их посетить. Такой поступок вызвал возмущение среди многочисленных членов русской колонии в Палестине и даже у секретаря Антония, который попросил встречи с патриархом, чтобы принести извинения за поведение своего патрона. Инциденты, ответственность за которые падает на Антония, несомненно, будут иметь последствия. В кругах, близких к патриарху заявляют, что он якобы намерен представить русской миссии в Египте подробный отчет об инцидентах. Если эти слухи обоснованы, то дипломатическая акция‚ которая будет немедленно предпринята‚ нанесет смертельный удар русской раскольничьей церкви".

К пребыванию патриарха всея Руси Алексия в Каире.

Каир, 10 июня. Вчера египетский принц Лютфаллах устроил большой прием в честь патриарха Алексия и сопровождающих его лиц. На приеме присутствовали высшие духовные лица греческой, армянской и коптской патриархий.

Заявление патриарха Алексия.

Каир. Патриарх Московский и всея Руси Алексий, совершающий поездку по Ближнему Востоку и знакомящийся с деятельностью православных церквей, заявил в беседе с одним журналистом: Сталин придает большое значение величию и славе православной церкви. Он предоставил нам все, что мы у него просили. Он хочет, чтобы православная церковь была сильной. Однажды он сказал: "Это для меня вопрос государственного значения".

Заявление патриарха всея Руси Алексия корреспонденту агентства Франс Пресс.

Париж, 12 июня. Как передает каирский корреспондент агентства Франс Пресс, Патриарх Московский и всея Руси Алексий заявил ему: "Сталин придает большое значение величию и влиянию православной церкви и всегда предоставляет нам то, что мы у него просим". "Православная церковь, — сказал он далее, — отделенная от государства, пользуется в настоящее время в СССР свободой, которой никогда не знала царская Россия, где церковь подчинялась священному синоду‚ целиком преданному императору. Сталин мне несколько раз заявлял, что он хочет, чтобы православная церковь была сильной".

Визит, который в настоящее время Алексий делает христианским церквам и общинам, посещая не только православные общины, но и общины, подчиняющиеся папе, является актом вежливости, не преследующим никакой политической задней мысли. Речь идет о выражении благодарности православным священникам‚ прибывшим в январе этого года на интронизацию нового главы русской церкви. Речь идет также о возобновлении духовных связей, которые всегда связывали православные церкви.

Речь не идет, как уточнил Алексий‚ об объединении православных церквей под эгидой Московского патриарха и преобразовании церквей восточного обряда в сверхнациональную централизованную организацию, на подобие римско-католической церкви. "Наша церковь не хочет быть инструментом никакой политической экспансии: принципом всегда было и остается уважение национальной индивидуальности, общин славянского или какого бы то ни было другого вероисповедания.

Однако естественно, что эти общины с радостью воспользуются представившимся теперь случаем укрепить духовные узы, связывающие их с Московским патриархом‚ который возглавляет православную церковь, наиболее многочисленную и наиболее богатую, получающую поддержку и бескорыстную помощь от светской власти самого большого славянского государства".

Поскольку корреспондент указал, что в некоторых кругах на западе усматривают в новой религиозной политике СССР политическую "комедию", Алексий улыбнулся и заявил: "Могу вас уверить, что эта политика является искренней и глубоко основанной на заботе, желании и интересах советского народа".

Прием у короля Фарука в честь патриарха Алексия.

Париж, 14 июня. Из Каира сообщают, что король Фарук 51 устроил прием в честь патриарха Московского и всея Руси Алексия. На приеме присутствовал посланник Советского Союза в Египте Щиборин.

Отъезд патриарха Алексия из Каира в Бейрут.

Каир, 15 июня. Сегодня в 1 час дня из Александрии в Каир вернулся патриарх Московский и всея Руси Алексий. Во время пятидневного пребывания в Александрии патриарх Алексий посетил там ряд исторических мест.

После кратковременного отдыха патриарх Алексий сегодня в 6 час. вечера в специальном вагоне выехал из Каира в Бейрут. Его провожали посланник СССР в Египте Щиборин, принц Лотфала с семьей, высшие духовные лица греческой, армянской и коптской патриархий, представители англиканской церкви в Египте и Судане и многочисленная публика.

Патриарх Алексий прибыл в Бейрут.

Бейрут, 16 июня. Патриарх всея Руси Алексий прибыл в Бейрут из Каира. По прибытии его приветствовали представители официальных властей и ряд организаций. Патриарх сразу же направился в православный собор, где ему была устроена торжественная встреча. По пути следования отряды жандармерии и полиция воздавали патриарху почести. Алексия горячо приветствовало собравшееся население.

К пребыванию патриарха Алексия в Бейруте.

Париж, 17 июня. Патриарх Москвы и всея Руси Алексий отслужил молебен в бейрутском соборе. Патриарх Алексий присутствовал на завтраке, данном президентом Ливана.

Сегодня патриарх принял дипломатических представителей и руководителей православных общин.

Отп. 2 экз. сс.

20/VI — 45 г.

ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 67. Лл. 17–23. Подлинник, машинопись.

 

1 Алексий (Симанский) (1877-1970) — патриарх Московский и всея Руси в 1945-1970 гг., в 1933-1945 гг. митрополит Ленинградский, в 1944-1945 гг. местоблюститель патриаршего престола.

2 Георгий Григорьевич Карпов (1898-1967) — начальник 5-го отдела 2-го управления НКГБ СССР, полковник госбезопасности (с февраля 1943 г.), председатель Совета по делам Русской Православной Церкви в 1943-1960 гг.

3 Например, информация о вылете делегации из Москвы и о прибытии ее в Тегеран, представленная в заметках, нашла отражение в докладной записке советскому руководству о начале визита, а информация о встречах патриарха и роли Д. С. Солода в эвакуации членов делегации из Дамаска в обобщенном виде представлена в финальном отчете Г. Г. Карпова о поездке. См.: РПЦ в годы Великой Отечественной войны:411, 427-428.

4 При этом нужно иметь в виду, что и в этих заметках не зафиксированы абсолютно все детали визита. Так, в них опущено упоминание о встрече Патриарха Алексия в Александрии с греческими политическими деятелями С. Венизелосом и Г. Русосом, о которой Г. Г. Карпов докладывал Сталину специальной запиской. См. об этом: Пивоваров 2017:201; Беглов 2023.

5 Тимофей (Фемелис) (1878-1955) — патриарх Иерусалимский с 1935 г. (признан в этом качестве британскими властями в 1939 г.), изучал английский язык и археологию в Оксфорде (1906-1907), в конце Первой мировой войны был интернирован османскими властями как англофил, в 1920-е гг. сформировал археологическую службу Иерусалимского Патриархата.

6 Вопрос об ответном визите делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием на Ближний Восток обсуждалась на приеме ее новоизбранного предстоятеля Сталиным 10 апреля 1945 г. 14 апреля патриарх представил в Совет по делам Русской Православной Церкви предварительный список делегации, который в течение двух недель проходил согласование в Совете. 3 мая Г. Г. Карпов представил согласованный состав делегации в специальной записке Сталину, которой запросил окончательную санкцию на поездку Патриарха Алексия на Ближний Восток, а митрополита Николая (Ярушевича) также и в Лондон. Вечером 4 мая помощник Сталина А. Н. Поскребышев сообщил по телефону Г. Г. Карпову о полученной санкции. См.: РПЦ в годы Великой Отечественной войны:403-404; Письма патриарха Алексия:46-48; Каиль 2017:9-10.

7 Митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич; 1891-1961), в период поездки — член Священного Синода Русской Православной Церкви, управляющий Московской епархией, в дальнейшем — глава церковной дипломатии и руководитель (с 1946 г.) Отдела внешних церковных сношений.

8 Архиепископ Тульский и Белевский Виталий (Введенский; 1870-1950) — в 1930-1941 гг. первоиерарх обновленческой церкви, в 1944 г. через покаяние воссоединился с Патриаршей церковью, в том же году занял Тульскую кафедру.

9 Протопресвитер Николай Федорович Колчицкий (1890-1961) — управляющий делами Московской Патриархии (фактически с апреля 1941 г.), настоятель Богоявленского собора в Елохове с 1924 г., в сане протопресвитера с февраля 1945 г.

10 Священник Михаил Зёрнов (1911-1987) — священник (позднее — настоятель) храма Святой Троицы в пос. Наташино (сейчас в черте г. Люберцы Московской обл.), одновременно — внештатный секретарь митр. Николая (Ярушевича). В 1961 г. пострижен в монашество с именем Киприан, рукоположен в сан епископа, был управляющим делами Московской патриархии, членом Священного Синода (до 1964 г.). О поездке 1945 г. опубликовал статью в "Журнале Московской Патриархии": Историческое путешествие (1945). Журнал Московской Патриархии, (8), 6-25; (9), 16-25.

11 Протодиакон Сергей Павлович Туриков (1885-1964) в период поездки служил в Троице-Сергиевой лавре, в начале 1930-х гг. два раза арестовывался, прошел через трехлетнюю ссылку в Казахстане, в 1949 г. был возведен в сан архидиакона.

12 Младший сын протопресвитера Николая Колчицкого, старший иподиакон Богоявленского собора в Елохове.

13 Вероятно, имеется в виду иеромонах (позднее — игумен) Иувеналий (Лунин), он же — Иван Иванович Михеев (1919-2016) — сотрудник советской разведки. Принял сан в начале 1940-х гг., во время войны работал под прикрытием на оккупированной территории, в 1945 г. без согласования с органами госбезопасности снял с себя сан.

14 Названные четыре члена делегации были сотрудниками НКГБ СССР, обеспечивавшими охрану патриарха и его спутников. См.: РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 27. Л. 94; Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. (2009). М., 411-412. Обеспечение делегации охраной было требованием Сталина. См.: Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. (Дискуссионные аспекты). (2003). М., 326-327 (Раздел II. Документ 28).

15 Народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов (1890-1986) в этот период курировал в правительстве вопросы Русской Православной Церкви.

16 Патриарший Богоявленский собор в Елохове имел этот статус с 1945 по 1992 гг. Фактически, кафедра предстоятеля Русской Церкви находилась в нем с 1938 г.

17 То есть в здании по адресу Чистый переулок, дом 5, где с 1943 г. размещались резиденция Московского патриарха и учреждения Московской патриархии.

18 Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе (в 1923-1927 гг. — им. Л.Д. Троцкого) располагался в Москве на Ходынском поле. Открыт в 1910 г. С 1922 до конца 1940-х гг. — главный аэропорт для международных пассажирских перелетов. Также вплоть до 1990-х гг. использовался как испытательная площадка для авиационной техники.

19 Захар Захарович Лашманов (1893-?) — на дату составления документа подполковник государственной безопасности, уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК Азербайджанской ССР, с декабря 1945 г. — уполномоченный по Совета по делам религиозных культов при СНК Азербайджанской ССР.

20 Борис Федорович Подцероб (1910-1983) — в 1943-1949 гг. старший помощник народного комиссара (с 1946 г. — министра иностранных дел) СССР, позднее — Чрезвычайный и полномочный посол.

21 Даниил Семенович Солод (1908-1988) — в 1944-1950 гг. Чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Сирии и по совместительству Чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Ливане, в 1953-1956 гг. — посол СССР в Египте, в 1956-1960 гг. — заместитель заведующего Отделом стран Ближнего Востока МИД СССР, позднее — Чрезвычайный и полномочный посол.

22 Анна Владимировна Симанская, в замужестве — Погожева (1878-1958), с 1946 г. — насельница Киевского Покровского женского монастыря, в 1951 г. приняла постриг с именем Евфросиния. См.: Радковский Н., свящ. (1958). Монахиня Киево-Покровского монастыря Евфросиния [некролог]. Журнал Московской Патриархии, (4), 12.

2323 В период британского мандата были учреждены должности двух главных раввинов Палестины: одного — для общины евреев ашкеназов и другого для общины евреев сефардов, которые считались лидерами своих общин. В рассматриваемый период главным раввином ашкеназов был Ицхак хаЛеви Герцог (1888-1959), а общины сефардов — Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1880-1953).

24 Высший мусульманский совет Палестины — орган самоуправления мусульманской общины Палестины периода британского мандата. Осуществлял надзор за религиозной собственностью (вакуфом) и шариатскими судами.

25 Николай Григорьевич Пальгунов (1898-1971) — советский журналист, сотрудник ТАСС с 1929 г., работал в Иране, Финляндии и Франции, в 1940-1944 гг. заведующий отделом печати Наркомата иностранных дел СССР, 19 июня 1943 г. назначен ответственным руководителем ТАСС, а в 1958 году — генеральным директором ТАСС. Эту должность занимал до 1960 г.

26 Такие сообщения были напечатаны: Отъезд из Москвы Патриарха Московского и всея Руси с церковной делегацией в страны Ближнего Востока // "Известия", № 124 (8734). 29.05.1945, 2; Пребывание патриарха Алексия в Иерусалиме. "Известия", № 132 (8742). 07.06.1945, 6 (о встрече патриарха с лордом Гортом (см. ниже) и о приеме патриархом "делегации всех церквей и религиозных общин Палестины"); Прибытие патриарха всея Руси Алексия в Каир. "Известия", № 134 (8744). 09.06.1945, 4 (о прибытии патриарха в Каир, о встрече его на вокзале, о посещении патриархом королевского дворца и о богослужении в честь его прибытия); Пребывание патриарха всея Руси Алексия в Каире. "Известия", № 137 (8747). 13.06.1945, 4 (о приеме в честь патриарха в Каире, о богослужении в никольской церкви и проповеди митр. Николая); Прием королем Фаруком патриарха Алексия. "Известия", № 139 (8749). 15.06.1945, 4; Прибытие патриарха Алексия в Бейрут. "Известия", № 142 (8752). 19.06.1945, 4 (о народной встрече патриарха, обмене речами с представителями местного духовенства и о торжественном обеде в честь высокого гостя); Награждение патриарха всея Руси Ливанским орденом. "Известия", № 145 (8755). 22.06.1945, 4; Прибытие Патриарха всея Руси в Дамаск. "Известия", № 147 (8757). 24.06.1945, 6; Возвращение в Москву Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Митрополита Крутицкого Николая. "Известия", № 149 (8759). 27.06.1945, 4. Аналогичным образом освещалось и пребывание делегации Русской церкви в Англии: Пребывание в Англии делегации русской православной церкви. "Известия", № 143 (8753). 20.06.1945, 4 (о посещении частью делегации Йорка и о приеме в честь делегации в советском посольстве в Лондоне); Выступление английского короля на приеме представителей русской православной церкви. "Известия", № 145 (8755). 22.06.1945, 4; Выступление митрополита Николая Крутицкого на пресс-конференции в Лондоне. Там же.

27 Джон Веркер Горт (John Standish Surtees Prendergast Vereker, 6th Viscount Gort; 1886-1946) — фельдмаршал британской армии (с 1943 г.), боевой офицер в период Первой мировой войны, начальник Имперского генерального штаба (1937-1939), командующий британскими экспедиционными силами во Франции (1939-1940), генерал-губернатор Гибралтара (1941-1942), генерал-губернатор Мальты (1942-1944), Верховный комиссар Палестины и Трансиордании (октябрь 1944 — ноябрь 1945 г.).

28 Как видно из последующего текста, имеется в виду река Иордан.

29 Александр III (Тахан) (1869-1958) — патриарх Антиохийский с 1928 г. Учился в Киевской духовной академии (1897-1900), возглавлял подворье Антиохийской церкви в Москве (1900-1903), в последующем неоднократно посещал СССР.

30 Алексей Дмитриевич Щиборин (1912-1988) — в 1944-1950 гг. Чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Египте, в 1962-1968 гг. — заведующий Отделом стран Ближнего Востока МИД СССР; Чрезвычайный и полномочный посол.

31 Сирил Форстер Гарбетт (Cyril Forster Garbett) (1875-1955) — английский церковный и общественный деятель, духовный писатель, архиепископ Йоркский в 1942-1955 гг. Осенью 1943 г. возглавил делегацию Церкви Англии, посетившую Москву с посланием Архиепископа Кентерберийского. См.: Беглов, А.Л. (2022). Религиозная жизнь в СССР и его отношения с союзниками в 1943 году глазами американского ассумпциониста. Новая и Новейшая история, 66(5), 173-184.

32 Сергей Константинович Белышев (1900-1962) — заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви с марта 1945 до 7 января 1957 г.

33 Иван Васильевич Самыловский (1905-1971) — заведующий Отделом стран Ближнего Востока НКИД (с1946 г. — МИД) СССР в 1944-1947 гг., позднее — Чрезвычайный и полномочный посол.

34 Федор Алексеевич Астахов (1892-1966) — в 1941-1942 гг. командующий военно-воздушными силами Юго-Западного фронта, в 1942-1947 гг. начальник Главного управления Гражданского воздушного флота (в 1942-1944 гг . в составе ВВС), маршал авиации (с 1944 г.).

35 Владимир Яковлевич Ерофеев (1909-1986) — заместитель заведующего II Европейским отделом НКИД (с 1946 г. — МИД) СССР в 1942-1948 гг., позднее — Чрезвычайный и полномочный посол.

36 Титул митрополита Николая (Ярушевича) указан неточно, но, по сути, верно. В это время он являлся митрополитом Крутицким (с 7 апреля 1947 г. митрополитом Крутицким и Коломенским), управлявшим в качестве патриаршего наместника Московской (областной) епархией, кроме храмов Москвы, оставшихся в ведении патриарха.

37 В Лондон планировался визит только митрополита Николая, но не патриарха.

38 Далее в тексте ошибочно написано "и".

39 Ваган Костанян (1881-1960) — секретарь Св. Синода Св. Эчмиадзина в 1905-1920 гг., в 1944-1949 гг. — глава Ирано-Индийской епархии Армянской Апостольской Церкви (с 1 июля 1945 г. в сане епископа, с 18 июня 1949 г. — в сане архиепископа).

40 То есть в Храме Гроба Господня.

41 Не точно. В Англию направлялась часть делегации во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем).

42 Об эволюции советской позиции в отношении Ватикана в течение Второй мировой войны см.: Токарева 2019:407-431.

43 Митрополит Николай (Ярушевич) носил титул митрополита Киевского и Галицкого с 1941 г. по 28 января 1944 г., в рассматриваемый период он был митрополитом Крутицким.

44 Имеется в виду Комиссия Организации Объединенных Наций по расследованию военных преступлений, созданная в октябре 1943 г. и просуществовавшая до 1948 г., располагалась в Лондоне. СССР не вошел в ее состав, соответственно и митрополит Николай (Ярушевич) не был ее членом. Однако в ноябре 1942 г. он стал членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, действовавшей на территории СССР.

45 Христофор II (Даниилидис) (1876-1967) — папа и патриарх Александрии и всея Африки в 1939-1966 гг. Неоднократно посещал СССР, за что подвергался критике со стороны собственного Синода.

46 Скорее всего речь идет о Мишеле Лотфалла (Michel Lotfallah) (нач. 1880-х — 1961) представителе известной арабской православной семьи. Он был старшим из трех сыновей основателя династии Хабиба Лотфалла (1826-1920), выходца из Ливана, переселившегося в Египет в середине XIX в. Незадолго до смерти Хабиб Лотфалла был удостоен титула "эмира" от короля Хиджаза Хусейна ибн Али аль-Хашими. Это позволило его сыновьям в общении с европейцами пользоваться именованием "принц" (Prince), что нашло отражение и в публикуемых сообщениях прессы. Мишель Лотфалла был крупным спонсором православного арабоязычного прихода святых Архангелов Михаила и Гавриила в Каире. Он пожертвовал земельный участок для строительства храма (в 1928 г.) и финансировал его постройку (храм был освящен в 1931 г.). Средний брат Мишеля Хабиб Лотфалла (1882-1954) в 1924 г. находился в СССР как дипломатический и экономический представитель короля Хиджаза. В публикуемом документе фамилия Лотфалла имеет различную транслитерацию, данные разночтения мы оставляем без изменений.

47 Речь идет о Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) — эмигрантской церковной структуре, оформившейся в начале 1920-х гг. Центральное управление РПЦЗ (Высшее русское церковное управление за границей, с 1922 г. — Архиерейский синод) до 1944 г. находилось в городе Сремские Карловцы (Королевство сербов, хорватов и словенцев). Упоминаемый далее митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965) был первоиерархом РПЦЗ в 1936-1964 гг. Русские церковные структуры в Палестине (Русская духовная миссия в Иерусалиме, монастыри и храмы) находились в юрисдикции РПЦЗ с 1920 г.

48 Имя Антоний подчеркнуто фиолетовыми чернилами.

49 Архимандрит Антоний (Синкевич) (1903-1996) назначен Архиерейским синодом РПЦЗ начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1933 г. Последовательно проводил линию против сближения насельников русской Палестины с Русской Православной Церковью Московского патриархата. В 1948 г. властями государства Израиль удален с подконтрольной им территории. В 1951 г. рукоположен во епископа, служил на тихоокеанском побережье США.

50 Имя Антоний подчеркнуто фиолетовыми чернилами.

51 Фарук I (1920-1965) — король Египта и Судана в 1936-1952 гг.

 

Список литературы

1. Беглов 2018 — Беглов, А. Л. (2018) Международная деятельность Русской Православной Церкви в период "нового курса" в государственно-церковных отношениях. Основные этапы и кризисные явления. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика право, 11 (4), 104-129.

2. Беглов 2022 — Беглов, А. Л. (2022) Религиозная жизнь в СССР и его отношения с союзниками в 1943 году глазами американского ассумпциониста. Новая и Новейшая история, 66 (5), 173-184.

3. Беглов 2023 — Беглов, А. Л. (2023) Неизвестный эпизод советско-греческих контактов 1945 года. Встреча патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) с греческими политиками в Египте. Электронный научно образовательныйжурнал "История", т. 14, 11(133) [Электронный ресурс].

4. Болотов 2011 — Болотов, С. В. (2011) Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е—1950-е годы. М.

5. Васильева 1999 — Васильева, О. Ю. (1999) Русская Православная Церковь в политике Советскогогосударства в 1943-1948 гг. М.: ИРИ РАН.

6. Власть и церковь — ВластьицерковьвСССРистранахВосточнойЕвропы.1939-1958.(Дискуссионныеаспекты). (2003). М.

7. Волокитина 2018 — Волокитина, Т. В. (2018) "Московский Ватикан": замысел создания и попытки его реализации. 1943-1948 гг. Славянеи Россия:славяне в Москве.К 870-летию со дня основания г. Москвы.Сб.статей. М., 339-360.

8. Волокитина, Мурашко, Носкова 2008 — Волокитина, Т. и Мурашко, Г. и Носкова, А. (2008) Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественныхтрансформаций 40-50-х годов XX века. Очерки истории. М.

9. Зернов 1945 — Зернов, М., свящ. (1945). Историческое путешествие. Журнал Московской патриархии, (8), 6-25; (9), 16-25.

10. Каиль 2017 — Каиль, М. (2017) "Православный фактор" в советской дипломатии: международные коммуникации Московского Патриархата середины 1940-х гг. Государство,религия, церковь в России и за рубежом, 1(35), 19-39.

11. Каиль 2020 — Каиль, М. В. (2020) Церковная дипломатия и визит патриарха Алексия (Симанского) в Святую Землю 1945 года. Вестник ТвГ У. Серия "История", 4(56), 4-15.

12. Одинцов, Кочетова 2014 — Одинцов, М. И. и Кочетова, А. С. (2014) Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: РОССПЭН.

13. Пивоваров 2017 — Пивоваров, Н. Ю. (2017) Кого приглашали в СССР и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943-1985 гг.). Государство,религия, церковь в России и за рубежом, 1(35), 185-215.

14. Письма патриарха Алексия — Письма патриарха АлексияI в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министровСССР. 1945-1970 гг. (2009). М. Т. 1: 1945-1963 гг.

15. Платон 1999 — Платон (Игумнов), архим. (1999) Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 года. Богословскиетруды, (35), 59-63.

16. Радковский 1958 — Радковский Н., свящ. (1958) Монахиня Киево-Покровского монастыря Евфросиния [некролог]. Журнал Московской патриархии, (4), 12.

17. Роккуччи 2016 — Роккуччи, А. (2016) Сталин и патриарх: Православная церковь и советская власть, 1917-1958. М.: РОССПЭН.

18. РПЦ в годы Великой Отечественной войны — Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. (2009). М.

19. Токарева 2019 — Токарева, Е. С. (2019) Ватикан в фокусе советской политики (1938–1988). Россия в мире: образы и грани взаимодействия.Сборник статей. М., 405-437.

20. Чумаченко 1999 — Чумаченко, Т. А. (1999) Государство,православная церковь, верующие.1941-1961 гг. М.: АИРО.

21. Шкаровский 1999 — Шкаровский, М. В. (1999) Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М.


Об авторе

А. Л. Беглов
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Беглов Алексей Львович — д.и.н., ведущий научный сотрудник

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Беглов А.Л. Заметки Г. Г. Карпова о поездке Патриарха Алексия I (Симанского) на Ближний Восток в мае-июне 1945 года. Российский журнал истории Церкви. 2023;4(3):116-136. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-140

For citation:


Beglov A.L. Notes by G. G. Karpov on the trip of Patriarch Alexy I (Simansky) to the Middle East in May-June 1945. Russian Journal of Church History. 2023;4(3):116-136. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2023-140

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)