Св. Киприан в русском богословии первой трети ХХ в.
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-199
EDN: XAUEVD
Аннотация
Cтатья написана на основе анализа публикаций о наследии св. Киприана Карфагенского в русской диаспоре первой половины 1930-х гг. В качестве контекстуального ряда используются хорошо известные русским авто- рам работы немецких исследователей О. Ричля, Р. Зома, Г. Коха. Основным выводом статьи является суждение о том, что если указанные протестантские ученые обнаруживают тенденцию ко все более положительной оценке идей и личности св. Киприана, то в русской диаспоре критичность отношения к нему только возрастает. Своего пика она достигает у Н. Афанасьева, сделавшего древнего святого творцом "универсальной экклесологии", которую он противопоставлял первоначальной и истинной — "евхаристической". Однако критическое рассмотрение афанасьевского подхода позволяет утверждать, что его евхаристическая экклесиология была скорее модерным проектом, чем возвращением к истокам.
Об авторе
П. В. ХондзинскийРоссия
Хондзинский Павел Владимирович, прот. — кандидат теологии, декан богословского факультета
Москва
Список литературы
1. Афанасьев, Н. (1934). Две идеи Вселенской Церкви. Путь, 45, 16-29.
2. Афанасьев, Н. (1933). Каноны и каноническое сознание. Путь, 39, Приложение 1-16.
3. Афанасьев, Н., протопр. (2015). Церковь Божия во Христе. М., с. 700.
4. Александров, В. (2007). Заметки о критике "евхаристической экклесиологии" Николая Афанасьева. Вестник русского христианского движения, 192, I, 41-59.
5. Антоний (Храповицкий), архиеп. (1916). Переписка с представителями епископальной Церкви Америки. Вера и разум, 8/9, 876-894.
6. Булгаков, С., прот. (1935). Иерархия и таинства, Путь, 49, 23-47.
7. Cyprianus Episcopus Carthaginensis et Martyr. Liber de Catholicae Ecclesiae Unitate. Patrologia Latina, IV. Paris, 493-520.
8. D’Aloisio, Chr. (2020). Institutions eccléssiales et ministères ches Nicolas Afanasieff. Loevain, р. 413.
9. Евсевий Памфил (1993). Церковная история. М., с. 447.
10. Флоровский, Г., свящ. (1934). О границах Церкви. Путь, 44. 15-26.
11. Граббе, Ю. Н. (1934). Совершил ли св. Киприан Карфагенский переворот в учении Церкви? Церковная жизнь, 11, 170-175.
12. Хомяков, А. С. (1900). Полное собрание сочинений в 8 т., Т. 2, с. 450.
13. Хондзинский, П., прот. (2018). Русское "новое богословие" в конце XIX — начале ХХ вв.: к вопросу о генезисе и содержательном объеме понятия. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 3 (36), 145-165.
14. Koch, H. (1910). Cyprian und der Römische Primat. Leipzig, р. 174.
15. Miltos, A. (2018). L’ecclesiologie de saint Cyprien de Carthage: un faux dilemma entre les perspectives universelle et eucharistique. Contakts, 262, 201-224.
16. Ritschl, O. (1885). Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Göttingen, р. 250.
17. Сергий (Страгородский), митр. (2020). Творения, СПб, с. 751.
18. Sohm, R. (1923). Kirchenrecht. Erster Band. München und Leipzig, p. 700.
Рецензия
Для цитирования:
Хондзинский П.В. Св. Киприан в русском богословии первой трети ХХ в. Российский журнал истории Церкви. 2025;6(3):20-35. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-199. EDN: XAUEVD
For citation:
Khondzinsky P.V. St Cyprian in Russian Theology of the First Third of the Twentieth Century. Russian Journal of Church History. 2025;6(3):20-35. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2025-199. EDN: XAUEVD