Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск

Традиция и историческая реконструкция в современном церковном искусстве на примере “Апокалипсиса” Николая Мастеропуло (взгляд медиевиста)

https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-67

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена циклу эмалей “Апокалипсис”, исполненному в начале 2000-х русским и греческим художником Николаем Мастеропуло. В статье анализируется концепция произведения, задуманного как актуальное произведение искусства средствами средневекового уже забытого ремесла — перегородчатой эмали, реконструированной и переосмысленной художником. Выбор древней византийской техники, исчезнувшей в XIII в., и сюжета, нетипичного для Византии, и появившегося в православном искусстве Москвы начала XV в., в исполнении византийского художника Феофана Грека, показывают глубокое знание художником истории искусства, но не превращают “Апокалипсис” в историческую реконструкцию или интеллектуальный ребус. Возрождая древнюю технику и используя древние символы, Николай Мастеропуло принципиально создавал актуальное произведение, предназначенное для созерцания современником.

Об авторе

Ю. Н. Бузыкина
Музеи Московского Кремля
Россия

Бузыкина Юлия Николаевна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник. Область научных интересов — древнерусское и византийское изобразительное искусство, русские паломники в Святой Земле, Московский Кремль.

Москва



Список литературы

1. Bettini 1985 — Bettini, S. (1985). Venice, Pala d’Oro and Constantinople. The Treasury of San Marco Venice. Exhibition catalogue. Milan, 35-64.

2. Byzantium 2004 — Byzantium: Faith and Power (1261–1557) (2004). Ed. by Helen C. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art. p. 658:ill. ISBN: 1-58839-113-2 (hc); 158839-114-2 (pbk); 0-300-10278-X (Yale University Press).

3. Walter 2003 — Walter, Ch. (2003). The Warrior saints in Byzantine Art and Tradition. Ashgate Publ Limited, 44-66. ISBN:1 84014 694 X.

4. Атрошенко 2018 — Атрошенко, О. (2018). Земное и небесное в творчестве Николая Мастеропуло. Николай Мастеропуло. Живопись, мозаика, эмаль. М., Virtual Gallery and Publishing. Russia Contemporary Art. 9.

5. Буслаев 1884 — Буслаев, Ф. (1884). Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый. Сост. Федор Буслаев. М.: Синодальной тип., 1884. Текст. XIV, 2, 835 с.

6. Иконы Успенского собора 2016 — Иконы Успенского собора Московского Кремля. Вторая половина XV-XVI век: Каталог (2016). Отв. ред.-сост. и авт. вступ. ст. Т. В. Толстая; науч. ред. Л. А. Щенникова. М. с. 328:ил. ISBN: 978-5-88678-300-1.

7. Лазарев 1986 — Лазарев, В. Н. (1986). История византийской живописи. В 2-х томах. М.: Искусство.

8. Лазарев 1971 — Лазарев, В. Н. (1971). Византийская живопись: Сб. статей. АН СССР; Ин-т истории искусств Мин-ва культуры СССР. М.: Наука.

9. Лазарев 1961 — Лазарев, В. Н. (1961). Феофан Грек и его школа. М.: Искусство. с. 131:ил.

10. Лазарев 1960 — Лазарев, В. Н. (1960). Константинополь и национальные школы в свете новых открытий. Византийский временник, 17 (42), 93-104.

11. Лазарев 1956 — Лазарев, В. Н. (1956). Этюды о Феофане Греке: ч. III: Иконостас Благовещенского собора; Феофан Грек и московская школа живописи; Историческое место Феофана Грека. Византийский временник, 9(34), 193-210.

12. Лазарев 1956 — Лазарев, В. Н. (1956). Этюды о Феофане Греке, ч. II: Феофан Грек и московская школа миниатюры 90-х годов XIV в. Византийский временник, 8(33), 143-165.

13. Лазарев 1953 — Лазарев, В. Н. (1953). Этюды о Феофане Греке: ч. 1: Биография Феофана Грека; Росписи Спаса Преображения в Новгороде. Византийский временник, 7(32), 244-258.

14. Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому 1999 — Письмо Епифания Премудрого Кириллу Тверскому (1999). Подг. О. А. Белобровой. Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 6: XIV — середина XV века. с. 583. Эл. ресурс: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4992 (Дата обращения 10.9.2021).

15. Подковырова 2016 — Подковырова, В. Г. (2016). Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII — начала XX века. Описание рукописного отдела Библиотеки РАН. 10, вып. 2. М.; СПб. “Альянс-Архео” 2016. ISBN: 978-5-98874-127-5.

16. Странствования 1885 — Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. (1885). Часть 1. Изд. Н. Барсуков. СПб.

17. Чинякова 2018 — Чинякова, Г. П. (2018) Древняя Русь и Запад. Русский лицевой Апокалипсис XVI–XVII веков. Миниатюра, гравюра, икона, стенопись. Сост. Г. П. Чинякова, епископ Николай (Погребняк), А. В. Гамлицкий. М.: БуксМАрт, 2018. с.376: ил. ISBN: 978-5-906190-98-7.


Рецензия

Для цитирования:


Бузыкина Ю.Н. Традиция и историческая реконструкция в современном церковном искусстве на примере “Апокалипсиса” Николая Мастеропуло (взгляд медиевиста). Российский журнал истории Церкви. 2021;2(3):75-89. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-67

For citation:


Buzykina Yu.N. Tradition and historical reconstruction in modern Church art on the example of the “Apocalypse” by Nikolai Masteropulo (from the point of view of the Medievalist). Russian Journal of Church History. 2021;2(3):75-89. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-67

Просмотров: 53


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)