Preview

Российский журнал истории Церкви

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-1

Редакционная статья

7-12 409
Аннотация

Редакционная оценка (экспертиза) статей является одним из важных инструментов работы с научными статьями. Формулировка стандартов (критериев) экспертного рассмотрения публикаций по специальности истории Церкви и ее подотрасли является важным шагом на пути формирования общности качественных печатных материалов, отражающих современную научную деятельность специалистов в Российской Федерации.

История Церкви

13-23 932
Аннотация

Святая Гора Афон — один из крупнейших центров православного монашества, с первых дней своего формирования стал местом, где подвизались и монахи армянского происхождения. Одним из первых афонских аскетов был преп. Иосиф Мироточивый (IX в.) — родом армянин. В дальнейшем приток армянских иноков на Святую Гору наблюдается в X-XI вв. Последнее свидетельство о деятельности агиоритов — выходцев из Армении, относится ко второй половине XVIII в. В данной статье впервые предпринята попытка собрать воедино и анализировать исторические свидетельства, с целью очертить общую и наиболее полную картину деятельности армянских иноков и подвижников на Афоне с IX по XVIII в.  

24-30 704
Аннотация

В этом сообщении я сосредоточусь на исследованиях архиепископа Афинского Хризостома Пападопулоса в России XIX в., особенно в области русской богословской академической науки. Это направление, с одной стороны, находилось под влиянием западной философии и протестантского богословия, с другой стороны, характеризуется эволюцией в богословских исследованиях, которым постепенно приписывается систематический характер перевода, изучения и публикаций трудов отцов Церкви. Что касается истории Церкви как академической дисциплины, то, по мнению автора сообщения, в российских высших духовных учебных заведениях она процветала в первую очередь благодаря выдающимся ученым, таким, как историк В. В. Болотов.

31-52 345
Аннотация

Проведен анализ различных аспектов той части обширного философско-литературного наследия английского протестантского проповедника Реджинальда Джона Кэмпбелла (1867–1956), которая посвящена событиям Первой мировой войны и участия в ней Великобритании.
Его работы, с одной стороны, выступают живым документом еще незавершенной на момент их написания эпохи, с другой — представляют философские и теологические размышления в данном контексте, с третьей — являются достаточно интересным осмыслением общественных процессов, выходящих далеко за рамки вопросов веры, и даже попыткой предсказать структурные изменения в общественной жизни после завершения войны. Эта многоплановость создает достаточно интересную стереоскопическую картину событий, воспринятую влиятельным, оригинальным, высокообразованным религиозным деятелем, который к моменту создания рассматриваемого корпуса текстов был уже зрелым и проницательным человеком.
Автор статьи делает попытку раскрытия многогранности суждений Р. Дж. Кэмпбелла, погруженных в контекст событий эпохи, что представляет интерес для исследователей церковной и общественной жизни Великобритании этого периода.

Теория и история христианской культуры

53-70 312
Аннотация

Описанные литературоведческой герменевтикой особенности последнего текста Новозаветного канона возможно дополнить и архитектуроведческим анализом метафорически-риторических структур и сюжетов, представленных как окончательное разрешение фундаментальных проблем, поставленных и евангельской керигмой, и прежним, но вполне эллинизированным религиозным опытом Первого Завета (жанры апокалиптический и эпистолярный). Инсценирующие структуры текста Откровения предполагают его перформативное прочтение, а предлагаемые радикальные эсхатологические способы разрешения конфликтных ситуаций делают допустимым и не менее радикальные экзегетические приемы, в данном случае — с феминистической ориентацией. Используемые аналитические метафоры, взятые из арсенала истории искусства (“полиптих”, “беспредметная живопись” и т.д.) заставляют применить достаточно и экспериментальную парадигму диаграмматики — визуализацию композиционных (в данном случае) схем как эквивалентов когнитивного аппарата (способ представления семантики как критика ее эпистемологических структур). Слушатель-читатель имеет возможность отправиться не только в эсхатологическое путешествие с автором Откровения, но и на эпистемологическую прогулку с его экзегетами, а также с комментаторами этих толкований.

Современная наука: обзор публикаций научных журналов



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2686-973X (Print)
ISSN 2687-069X (Online)